«Все решено, мама, я гей»: почему репрезентация меньшинств так важна в сериалах?

И хорошо ли обстоят дела в современном кинематографе?

Ты наверняка знаешь, что в американских телесериалах существует определенная кастинговая политика: нужно, чтобы хотя бы один из персонажей принадлежал к ЛГБТ-сообществу, другой был отличной от остальных расы, вероисповедания и так далее. А еще с растущим интересом к феминизму главные роли все чаще достаются женщинам – новым Доктором впервые в истории стала женщина, франшизу «Скуби-Ду» сняли исключительно с Дафной и Велмой, спин-офф «Сверхъестественного» пополнился тремя главными героинями. Недавно мы со знакомыми обсуждали эту тему, и я удивилась, услышав в их голосе ироничные интонации. 

«Ну конечно, а то мы не знаем, что все разные», – усмехались они.

Несмотря на то, что нам кажется, будто такие герои теперь повсюду, статистика репрезентации на центральном американском ТВ все еще очень низкая: ЛГБТ персонажей, например, всего 6,4 %. Правда, по сравнению с 2015-м годом это успех – тогда их было всего 4 %. Но эти 6,4 % – 58 регулярных персонажей. Всего 58 героев репрезентирует 12 миллионов (!) участников американского ЛГБТ-сообщества (а представь, какая цифра получится, если взять статистику по всему миру). С персонажами другой расы дела обстоят получше: их 33 %, а вот героев с ограниченными возможностями меньше 1 %. На ум сразу приходит только Арти из Glee – и только он один, представляешь?

Фото: tumblr.com

Разнообразие на ТВ важно. Особенно для подрастающего поколения, которое изо дня в день проводит в виртуальном мире и воспринимает любимых сериальных героев на уровне своих хороших знакомых и даже друзей. Подростки, которым показывают только узкий взгляд на наш мир, могут расти и сохранять подобное замкнутое мышление. А подростки, которые не видят в сериалах похожих на себя персонажей, могут чувствовать себя незначительными, странными и изолированными.

Давай разберемся на примерах.

Мы уже писали о том, как на телевидении важно разнообразие фигур и телосложений. Раньше дела с этим обстояли довольно печально – Дженнифер Энистон, например, признавалась, что, прежде чем получить роль Рейчел в «Друзьях», сидела на диете, чтобы скинуть 15 фунтов. Это около шести килограмм. Неужели мы меньше любили бы «свою девчонку» Рей-Рей из-за этих шести килограмм? Конечно, нет, но обрати внимание, в «Друзьях» (как бы сильно мы не любили этот сериал) присутствует жуткий фэтшейминг. Да, на грани с юмором, да, кто-то посмеется, но кому-то может быть и обидно. Персонажи с лишним весом вводятся исключительно ради издевательств над их фигурой – «уродливый голый мужик» (ugly naked guy), флэшбеки с толстой Моникой и так далее.

Фото: tumblr.com

Сейчас все стало немного лучше – мы обожаем Барб из «Очень странных дел», с удовольствием наблюдаем за Этель в «Ривердейле», а недавно Netflix выпустил крутой трейлер к фильму с актрисой, исполняющей обе эти роли, только теперь Шеннон Персер выйдет на первый план. Еще у нас есть Мерседес из Glee, My Mad Fat Diary и парочка других похожих персонажей. Достаточно ли этого? Конечно, нет. Но это уже шаг вперед. Норвегия, кстати, всех опередила – пять главных героинь в Skam («Стыд») – идеальный пример разнообразия фигур и телосложений на ТВ. 

Суть ведь не в том, чтобы вводить одного отличающегося от всех по фигуре персонажа и давать ему пару строчек текста в каждой серии. Суть в постоянном разнообразии. Нас окружают совершенно разные люди – с разными внешними данными и внутренними качества – и это не просто нормально, это прекрасно. Представь, если бы ты была художницей, и всю жизнь тебе было бы разрешено раскрашивать свои картины только одним цветом. Это бы очень быстро наскучило. Репрезентация важна даже в самых маленьких деталях. Я поняла это совсем недавно – меня, например, всегда бесили мои руки. У каждого ведь есть вещь/часть тела/да что угодно, которая доставляет дискомфорт? Вот и я не носила на улицу майки, потому что мои руки казались мне непропорционально большими. Не поверишь, но пара сезонов «Теории большого взрыва» успокоила меня, и я перестала относиться к своим рукам, как к чему-то, что скорее нужно прикрыть. Главная героиня – Пенни – бесспорно, идеальна с точки зрения общепринятых стандартов, но вот руки ее выходят за границы этого определения (и остальные персонажи не устают ей об этом напоминать). Однако большую часть экранного времени Пенни ходит в майках, и ничего страшного не происходит. В голове у тебя невольно крепнет мысль о том, что все это – нормально, и вот ты уже сама спокойно выходишь на улицу в майке, и это тоже становится для тебя чем-то обыденным. Это – правильная репрезентация.

Фото: tumblr.com

Сериалы – действительно сильный инструмент в управлении нашим сознанием. Поэтому их создателям следует рассказывать истории самых разных людей – даже тех, которых нет в нашем окружении. Такие люди называются «меньшинствами» именно поэтому – да, их, возможно, не так много, и мы не сталкиваемся с ними каждый день, но они есть, и репрезентация их жизни на ТВ важна не меньше. Представь подростка в инвалидной коляске, который наблюдает за Арти из Glee и видит, как персонаж добивается успеха, несмотря на свое положение. И если единственный герой, к которому такой подросток сможет обратиться, это Арти, то дело плохо. Он подумает:«да черт, это же просто ОДИН персонаж, это исключение, я вряд ли смогу также». 

Поэтому нам не нужны исключения – нам нужны правила. 

Нам нужно, чтобы уверенность меньшинств росла, чтобы они знали – они смогут добиться своих целей и прийти к своей мечте, несмотря ни на что. Еще один сериал, удачно осветивший тему людей с ограниченными возможностями — «Их перепутали в роддоме» (Switched at birth). Да, по названию похоже на бразильскую мыльную оперу, но это тоже американский сериал, с Ванессой Марано и Лией Томпсон в главных ролях. Одна из «перепутанных» девочек там переболела менингитом в детстве и лишилась слуха – сериал рассказывает о том, с какими проблемами сталкиваются люди с нарушением слуха, показывает окружение героини, знакомит с другими подростками из ее специальной школы. Значительная часть каждой серии посвящена этой проблеме – персонажи учат язык жестов, а главную роль исполняет актриса, действительно имеющая нарушение слуха (Кэти Леклер). Это – хорошая репрезентация. Не идеальная (мы поясним немного позже, почему), но действительно хорошая. С помощью нее телезрители, совсем не знакомые с этим миром, узнают больше и проникаются к персонажам (а значит, и к людям).

Фото: tumblr.com

Приятная статистика – персонажей афро-американцев на ТВ за последние 5 лет заметно прибавилось. Если раньше их точно невозможно было увидеть среди главных героев («Полный дом», «Друзья», «Как я встретил вашу маму», «Холм одного дерева», «Одинокие сердца» и так далее), то сейчас ситуация изменилась. На ABC, например, выходит целый блок сериалов от Шонды Раймс о сильных темнокожих женщинах – «Скандал» и «Как избежать наказания за убийство». Netflix выпустил уже два сезона сериала «Дорогие белые» – истории о четырех афро-американских студентах из крутого университета. Да и речь не только об афро-американцах – есть еще «Девственница Джейн» с полным латиноамериканским кастом и так далее. Суть вот в чем: в каких-нибудь 90-х годах прошлого века такое разнообразие рас персонажей вообще не рассматривалось. Конечно, они мелькали, но разве что на фоне, в качестве второстепенных и очень второстепенных героев. Сейчас же, как было упомянуто в самом начале, просто не бывает сериалов без хотя бы одного персонажа другой расы – Лукас в «Очень странных делах», Вероника в «Ривердейле» и пр. И это не тот «закон», над которым стоит иронизировать. Этим стоит гордиться и поддерживать – потому что все мы разные, и все мы хотим наблюдать на экране за похожими на себя персонажами. Все мы иногда хотим ассоциировать себя с кем-то, на кого-то равняться, ставить цели и думать: 

«О, мы с ней так похожи, у нее получилось, значит… у меня тоже может получиться?».

Конечно, может. Однако у этой медали есть и оборотная сторона. Важно создавать самых разных персонажей, не акцентируя внимания на их «особенностях». Чтобы девочка, потерявшая слух, рассказывала свою историю не только с точки зрения проблем со здоровьем, а занималась обычными вещами – рисовала, пела, путешествовала, мечтала о великом. Чтобы мальчик с фигурой, далекой от общепринятых стандартов, вообще не упоминал об этом – просто жил, общался с друзьями, влюблялся и не зацикливался на особенностях своего телосложения.

Фото: tumblr.com

C репрезентацией участников ЛГБТ-сообщества дела обстоят сложнее. То есть, с одной стороны, все не так плохо – сейчас они действительно есть в каждом сериале. ЛГБТ-персонажи, особенно в подростковых сериалах, помогают юным зрителям в принятии себя и нормализуют восприятие остальных людей. Хотя бывают, конечно, разные случаи – я знаю человека, который просто обожает Skam, но никогда не смотрел третий сезон, только потому, что главные герои там Исак и Эвен. Однако это скорее печальное исключение. ЛГБТ-персонажи помогают многим подросткам (да и взрослым людям тоже) – они видят на экране похожего на себя человека и понимают, что их история и их опыт имеют истинное значение. Благодаря таким персонажам они могут идентифицировать себя с чьей-то борьбой, осознать, что они не одиноки, и что, в конце концов, все будет хорошо – прямо как у этого героя, который прошел через множество препятствий, но все же обрел настоящее счастье. 

Очень важна такая репрезентация и для младшего поколения. Режиссер Pixar, например, собирается снять детский мультфильм, где главный герой будет принадлежать к ЛГБТ-сообществу. А не так давно Nickelodeon представил однополую пару в одном из своих мультфильмов – он называется Loud House. По статистике от Williams Institute at UCLA, в США сейчас больше 125 тысяч однополых семей. Их дети заслуживают видеть правильную репрезентацию в обычных мультфильмах не меньше, чем все остальные. Пока у них есть только второстепенные герои в Loud House, но однажды все должно измениться.

Фото: tumblr.com

Нам нужны этим истории. В таком случае репрезентация на ТВ будет приближена к идеалу. Идет ли все к этому? Вероятно, да. Спасибо современным сценаристам и режиссерам, которые понимают, насколько важна данная тема. Посмотрим, что будет еще через 5 лет – может, все получится? ;)

Метки: сериалы, развлечения, меньшинства, ЛГБТ, тело, люди с ограниченными возможностями

Комментарии ElleGirl

3

VK комментарии

0

Помпея17.07.2018 16:51

Вероника из Ривердейла белая аллооо

Ника Зари17.07.2018 19:07

Еще есть очень интересный и поднимающий темы полного телосложения, ущемления прав и прочее - "До смерти красива". И сюжет, кстати, интригующий. И пусть этому сериалу уже 7 лет, однако темы подняты актуальные.)

Millisophie10.08.2018 14:18

Очень важно обьяснить, что расса не определяет личность человека (по крайней мере для предотвращения второго холокоста), но реклама людей с пышными формами не есть хорошо. Надо призывать стремиться к тому телу, в котором комфортно лично тебе, и которое не вызывает резкой неприязни у окружающих.

Перейти ко всем публикациям раздела Развлечения

ИНТЕРАКТИВНАЯ ВЕРСИЯ
ЖУРНАЛА ELLE GIRL
ЖУРНАЛ ELLE GIRL

Твой любимый журнал в удобном формате