Индустрия моды – это своего рода экосистема, в которой происходят разнообразные микро- и макро-изменения (как в экономике, да). К первым относятся внезапно появляющиеся так называемые короткие тренды, которые дарят нам моду на леопардовый принт, «стиль гопника», кириллицу, моносерьги и туфли с острыми мысами.

Идеологические изменения, изменения в подходе к производству, вопросы, которые касаются рабского труда и рынка подделок, происходят на более глубоких уровнях. И на начальном этапе все эти актуальные для разговора темы выявляют специально обученные люди (тренд-хантеры), которые анализируют общественное пространство, собирают информацию и составляют прогноз не только того, что мы будем носить, но также того, о чем мы будем думать и говорить.

Искусственный мех: eco-friendly or not?
Фото
Getty Images

Нам кажется, что мода на толерантность и принятие, комфорт, феминизм, отказ от натурального меха и ответственное потребление – то, до чего мы додумались сами? Нам кажется, будто наша осознанность делает поколение миллениалов уникальным, но  это не совсем так.

Организация по защите прав животных Peta была организована еще в 1980 году и ее представители десятилетиями вели борьбу за отказ от использования натурального меха. И несмотря на все усилия, на обливания несмывающейся краской шуб светских дам, на демонстрацию видео о жестокости предприятий – мир моды оставался непоколебим.

Мы оставались равнодушны к рациональному потреблению. Так что же так сильно повлияло на нас?

Все дело в том, что действие огромного бездушного механизма денег и рекламы начало актуализировать тему борьбы во имя прекрасного, во имя спасения планеты. Мы это все к тому, чтобы ты понимала: даже если сегодня люди заботятся о природе, мире и животных, это вовсе не означает, что через десять лет эти же люди снова не накинут на себя норковые шубы.

Именно поэтому сейчас у нас есть возможность попробовать ответить на вопрос «А действительно ли искусственный мех – это выход?» и составить собственное мнение на эту тему.

Искусственный мех: eco-friendly or not?
Фото
Getty Images

Нам кажется, натуральные меха потеряли свое значение – как минимум, потому что они невероятно дорого стоят и не имеют логического обоснования. Пещерные люди носили шкуры животных за неимением альтернатив, сейчас такие альтернативы есть. Ну, согласись, ты никогда не видела ни одного полярника в шубе. Так что если уж и выбирать тепло (которым так часто прикрываются мерзляки в мехах), то уж скорее парку, пуховик или экошубу, в конце концов. Не на Аляске же живем! 

Трендсеттером мира люкса в повальной моде на отказ от использования натурального меха стал Gucci – на данный момент, пожалуй, самый популярный и влиятельный бренд.

Еще в 2017 году Алессандро Микеле понял, что мир взял курс на всеобщую толерантность, что означало, что пора менять правила корпоративной этики. Так что, похоже, мир охватила не внезапная жалость к животным, а банальное желание сохранить свои гонорары, успевая за необычными тенденциями на экологичность и заботу о мире. Sorry. Эта неискренность брендов привела к расколу общественного мнения.

Искусственный мех: eco-friendly or not?
Фото
Getty Images

Например, когда Донателла Версаче сказала, что «не хочет убивать животных во имя моды», она подверглась жесткой критике. Во-первых, Versace был последним Домом, который отчаялся вступить на путь экоторговли. Во-вторых, во время долгого неэкологичного времени существования Дома Versace (с 1978-го по 2018-й) животные тоже не скидывали шкуру просто так.

Донателлу призывали признать тот факт, что бренды неискренни по отношению к своим покупателями. В общем, дизайнера попросили покаяться. Но желаемого результата достичь так и не удалось. Во время этих перипетий стало также известно, что модные бренды зачастую умалчивают о том, что, отказываясь от меха, они продолжают практиковать использование натуральной кожи (именно она является основным материалом при производстве одежды).

1/6
Фото:
Getty Images

Здесь можно похвалить бренды Stella McCartney и Vivienne Westwood, которые отказалась не только от меха и кожи, но даже от клея, в состав которого входят компоненты животного происхождения. Кстати, еще в далеком 2012 году Вивьен опубликовала в своем блоге Get A Life целый манифест с ключевыми идеями сознательной моды.

Он содержал призывы «покупать меньше и рационально», «продлевать вещам жизнь» и главное – «выбирать качество, а не количество». Среди масс-маркета пока таких успехов ожидать не приходится, но Mango и H&M начали делать экологичные линейки, что уже можно считать шагом в будущее.

1/3
Фото:
Topshop

Но вот в чем вопрос: действительно ли мех из синтетических материалов – это меньшее из зол?

Да, животные здоровы и невредимы, а мы отлично проводим долгие зимы в стильных шубах из искусственного меха. Казалось бы, о чем еще можно мечтать? И все же.

Ворс у таких изделий прочнее натурального, а это значит, что и биологически он разлагается дольше. Да и состав его не самый приятный: для изготовления используются акриловые и полиакриловые полимеры, в состав которых входит вода, уголь, известняк и нефтепродукты. И да, возможно, это гуманно по отношению к братьям нашим меньшим, но какой эффект это оказывает на экологию и планету в целом?

В попытке изучить этот вопрос подробнее, мы проанализировали множество разных материалов по теме. Но никто не может сказать наверняка, что более опасно в этом случае.

Важно учитывать, что использование экологически чистых материалов не подразумевает экологически чистого производства. Например, для создания килограмма нейлона требуется втрое больше энергии, чем для килограмма хлопка. А с каждой машинной стиркой синтетики в воду выбрасывается почти 2000 микроскопических частиц, которые попадают в водоемы и в итоге вредят и животным, и людям.

К тому же если эко-friendly-поведение – это всего лишь тренд, то через некоторое время он может кануть в Лету.

Корректное производство экологически чистой одежды требует больше усилий и затрат, поскольку натуральные материалы стоят дороже искусственных и синтетических, что влияет на конечный результат и цену итогового продукта. Поэтому до настоящей, искренней экомоды нам еще далеко.

Но потребность в ней стала отслеживаться все четче, и это заметно по поведению потребителей. Так как в мире произошло перенасыщение вещами, люди хотят покупать историю и положительные эмоции. И покупать лишь у тех, кому доверяют. А доверие строится не только на громком имени, но и на информации, которой бренд делится с потребителем.

1/3
Фото:
Topshop

Новое поколение покупателей стала интересовать философия марок, влияние производства конкретного бренда на природу (Burberry критиковали за то, что те сожгли неликвидный товар на сумму 36 млн долларов) и отношение к сотрудникам (работники Zara в Турции вшивали в одежду записки с надписью: «Я произвел вещь, которую вы собираетесь купить, но мне за это не заплатили»).

Современное информационное поле вынуждает бренды работать открыто и двигаться в сторону этики. А пока это только попытки, единственным вариантом, как помочь природе справиться с убивающим ее прогрессом, остается рациональное потребление.

И чтобы это стремление было направлено в нужное русло, мы должны начать с себя и перестать покупать шубы из натурального меха. И не только в этом сезоне, а в принципе.

Мы должны научиться убирать за собой мусор: в городе, море или в лесу, мы должны прекратить выбрасывать одежду. Нам необходимо научиться относиться к ней бережно, вспомнить о том, что если на джинсах сломалась молния – ее можно заменить, а не бежать в ближайший торговый центр за новой парой.

Необходимо ввести в привычку утилизировать старую одежду в специальных учреждениях (в H&M за один мешок одежды на утилизацию дают купон на скидку в 15%). Ненужные вещи можно распродавать на гаражных барахолках или обмениваться с друзьями на свопах, отдавать в детские дома.

В общем, будущее наверняка за разумным потреблением, и хорошо бы научиться следовать его принципам уже сейчас.