История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

theGirl

Многие дети мечтают стать балеринами и грациозно танцевать на сцене. Но на самом деле балет — это отличный способ познакомить людей любого возраста с пластикой собственного тела, научить их новым движениям и социальным навыкам. Это танцевальное направление имеет богатую интересную историю, которая и сегодня влияет на хореографию и театральные постановке. Балет постоянно менялся и эволюционировал, но многие классические традиции сохранились и сегодня.

Сегодня я познакомлю тебя с краткой историей балета и ее главными действующими лицами. Доставай наряды в эстетике balletcore и включай Чайковского — наше путешествие начинается!

🩰 Как и где появился балет?

Балет возник как развлечение для сливок общества в Италии и Франции. Танцоры, преимущественно знатные мужчины, развлекали публику в залах больших поместий и дворцов. Сочетая в себе танец, оркестровое исполнение и песни, первые балеты представляли собой инсценировки мифологических легенд, в которых много внимания уделялось богам и героям, а костюмы и маски были причудливы и фантастичны.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

Анри Гисси, «Людовик в роли Ла Герры в балете «Свадьба Пелея и Фетиды», 1964 год

Дворцовые балеты получили особую популярность во времена правления Людовика XIV, который сам был заядлым танцором и получил прозвище Король-Солнце за роль в «Балете ночи» (1653 год). Спектакль шел от заката до самого восхода солнца. Его личный балетмейстер Пьер Бошамп поставил многие танцы, исполнявшиеся в Версале, и именно ему принадлежит заслуга в кодификации балета как системы движений.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

YouTube/JS Ballet

Балетное наследие короля Людовика включает создание в 1669 году Академии оперы (предшественницы Парижской оперы), которая проложила путь к балету как к полноценной танцевальной профессии.

🩰 Кто и когда придумал балет?

Мы уже поняли, что основы балета заложили Пьер Бошамп и его королевский ученик Людовик. Но академические нюансы принадлежат ногам и уму других великих танцоров. В 1700-х годах по всей Европе стали появляться театры и оперы, что позволило балетным артистам стать частью творческого сообщества артистов. К середине 18 века некоторые хореографы стали перерабатывать балет, дополняя его более глубоким сторителлингом, а к богам и героям присоединились дворяне и принцессы, крестьяне и влюбленные пары.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

Антуан Пэн, «Портрет Барбары Кампанини в образе Барбарины», 1745 год

В эту эпоху женщины внесли особый вклад в развитие балета, хоть и оставались в меньшинстве. И Франсуа Прево, и ее ученица Мари Салле создавали работы, в которых исследовали выразительные возможности лица и жестов. Тогда лишь немногие женщины осмеливались появляться на публике, поэтому танцовщицы быстро привлекли всеобщее внимание. В их честь писали стихи, сплетничали, а искренние поклонники заказывали картины: Фридрих Великий держал портрет итальянской танцовщицы Барбары Кампанини в своем рабочем кабинете.

🩰 Кто придумал пуанты?

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

Википедия/польские артисты балета на Венецианском карнавале 1827 года.

Французская революция и последовавшие за ней войны коренным образом изменили балет, избавив его от вычурных приемов барочного танца. Танцовщики отказались от туфель на каблуках и тяжелых парчовых одеяний в пользу легких, свободных нарядов, позволяющих расширить диапазон движений.

Появление мягких тапочек способствовало многократным пируэтам и высоким прыжкам, а новый трюк — танец на пуантах — был впервые представлен такими танцовщицами, как Фанни Биас и Амалия Бругноли.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

Эскиз костюма для Фанни Биас в роли Элизы, «Пажи герцога Вандомского». Литография Готфрида Энгельмана по рисунку Огюста Гарнере, 1820

В то время как балеты на мифологические темы продолжали существовать, хореографы все чаще обращали внимание на реализм и национальные особенности каждой страны. Новые произведения, вдохновленные романтизмом, переносили зрителей в средневековое прошлое или экзотические страны — Китай, Аравию, Мексику. Благодаря новаторским сценическим эффектам балет 1820-х годов превратился в чарующее царство готических руин и далеких стран, привлекая все больше новых зрителей.

🩰 «Сильфида»: кто придумал этот балет и почему он так важен?

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

Альфред Эдуард Шалон, «Мария Тальони в роли Флоры в балете Шарля Диделота „Зефир и Флора“», 1831 год

В 1832 году на парижской премьере «Сильфиды» был впервые представлен классический романтический стиль танца: в нем плавно сочетались женственность, атмосферность, народные элементы и сверхъестественный сюжет. Новый стиль, популяризированный Марией Тальони в роли сильфиды, отличался воздушной сдержанностью и мягкостью рук, а работа на пуантах была скорее художественным элементом, чем демонстрацией виртуозности.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»

Рудольф Нуреев в спектакле «Сильфида»

Фото
Legion Media

За успехом «Сильфиды» последовала целая серия культовых балетов французского производства с участием фантастических женских персонажей, наиболее известной из которых стала «Жизель» 1841 года. Однако их привлекательность была связана с необычайной модой на национальные танцы. Великие актрисы, в том числе Фанни Эльслер, Фанни Черрито и сама Тальони, блистали в балетных вариациях чардашей, полек, мазурок и болеро. Этот период остается синонимом поэзии, огня и силы женской очаровательности.

🩰 Балет завоевывает мир

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

«Фанни Эльслер в балете „Ла Качуча“», 1836 год

К 1870-м годам балет распространился по всему миру, став неотъемлемым элементом индустрии развлечений. В одной только Великобритании открылись десятки новых балетных площадок. В одних ставились дивертисменты, пантомимы или повествовательные балеты по мотивам известных произведений, таких как «Сильфида» и «Пахита». Другие, как, например, лондонский театр «Альгамбра», специализировались на пышных балетных «зрелищах», прославлявших патриотическую гордость и популярную культуру, с привлечением большого количества красивых молодых женщин.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

Анна Павлова в миниатюре «Лебедь», поставленной для неё Михаилом Фокиным

К 1900 году мюзик-холлы стали местом, где такие звезды, как Аделина Гене, Пьерина Легнани и Анна Павлова, покоряли сердца тысяч людей. В мюзик-холлах также воспитывались местные таланты: первая прима-балерина Великобритании Филлис Беделс и Нинетт де Валуа, которая впоследствии основала нынешний Королевский балет Великобритании.

🩰 Крестный папа балета: кто такой Мариус Петипа?

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

Википедия

Балет был тепло принят императорской семьей России в начале 1700-х годов. Со временем сотни ведущих танцовщиков из Европы приезжали работать в императорские театры, способствуя формированию выдающейся отечественной балетной традиции. Среди них были такие балетмейстеры, как Франц Хильвердинг и Шарль Диделот, виртуозные итальянские балерины, которые выступали наравне с талантами русского происхождения. Однако никто из не повлиял на балет в России и в мире сильнее, чем француз Мариус Петипа, который был назначен балетмейстером Мариинского театра в 1871 году.

✨ Какие балеты поставил Мариус Петипа?

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото
Legion Media

На протяжении четырех десятилетий Петипа поставил несколько самых любимых в мире балетов, в том числе «Спящую красавицу», «Баядерку», а также «Лебединое озеро» и «Щелкунчика» (в соавторстве со своим заместителем Львом Ивановым). После революции хореографические наброски многих важнейших балетов Петипа были тайно вывезены на Запад Николаем Сергеевым. К счастью, они сохранились до сих пор и используются при современных постановках этих знаменитых балетов.

🩰 Балет на службе реализма

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»

Айседора Дункан

Фото
Underwood Archives

К концу XIX века балет стал неотъемлемой частью массовой культуры. В ответ на его строгость возникла новая форма «художественного танца», на которую первоначально оказали влияние три очень целеустремленные женщины: Лои Фуллер, Айседора Дункан и Рут Сен-Дени. Они вместе распространили множество новых танцевальных техник, поощряя более свободные формы самовыражения под влиянием символизма и других художественных течений.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»

Рут Сен-Дени

Фото
Arnold Genthe

В XX веке Америка и Германия стали важными центрами современного танца, в которых работали такие хореографы, как Курт Йоосс и Марта Грэм, чей подход к движению и выразительности здорово обогатили балет. Начиная с 1940-х годов многие балетные труппы поддерживали эксперименты, приглашая современных хореографов для создания новых балетов.

🩰 Что такое «Русские сезоны»?

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото
Fine Art Images

Весной 1909 года русский театральный деятель Сергей Дягилев собрал невероятную команду танцовщиков, художников и музыкантов, чтобы представить в Париже короткий сезон балетов. Талант команды Дягилева потряс зрителей, покорил французскую прессу и вывел балет в центр внимания модной индустрии. В течение последующих 20 лет «Русские сезоны» были синонимом гламура, изысканности и блеска авангарда.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»

Под руководством Дягилева в труппе сотрудничали композиторы Стравинский и Равель, художники Бакст, Пикассо и Матисс, сама Коко Шанель и танцовщики Императорского балета — Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Мишель Фокин. Созданные ими балеты — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Шехеразада» (1910), «Ночи» (1923) — установили новые стандарты музыкальной и хореографической сложности балета. Несмотря на свое название, «Русские сезоны» никогда не гастролировали по России, но стал новым домом для артистов, сбегавших из страны по самым разным причинам.

🩰 Красный балет: как танец развивался в СССР?

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»

Галина Уланова в фильме-балете «Ромео и Джульетта»

Фото
Legion Media

Когда в 1917 году произошла революция, российские танцовщики начали опасаться за будущее своего царского искусства. Однако советская культурная политика не только не уничтожила балет, но и поддержала его, открыв театры, чтобы простые люди тоже могли приобщиться к прекрасному. В Петербурге классика XIX века стала основой репертуара Кировского (Мариинского) балета. В Москве развитие драмбалета привело к появлению танцовщиков необыкновенной сценической выразительности: Галины Улановой, Владимира Васильева, Майи Плисецкой.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»

Майя Плисецкая в фильме-балете «Лебединое озеро»

Фото
Legion Media

В годы «холодной войны» гастроли советских трупп стали одним из основных способов улучшить дипломатические отношения СССР с Западом, несмотря на побег Рудольфа Нуреева и Натальи Макаровой. В 50-е годы советская власть отправляла балетных педагогов из Кировского и Большого театров в Китай. Там классический балет был осужден во время «культурной революции», но выжил под покровительством мадам Мао. Сегодня танцовщики, получившие китайское образование, выступают в труппах по всему миру.

🩰 Какие балеты поставил Джордж Баланчин в США?

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото

Wikipedia

После смерти Дягилева танцовщики «Русских сезонов» разъехались в разные страны. Среди них был и хореограф грузинского происхождения Джордж Баланчин, переехавший в США в 1933 году. Он оказался в стране, где балет был детским хобби в пуантах, и балерин-любителей. Впитав традиции русского императорского балета и динамизм авангарда, Баланчин стал главным популяризатором балета в современной Америке.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото
Legion Media

Как крайне продуктивный хореограф, Баланчин создавал балеты в самых разных стилях — от неоклассицизма «Аполлона» до джазовых «Рубинов», от хохота «Западной симфонии» до авторской постановки «Щелкунчика», в которой он опирался на свои детские воспоминания о Петербурге. При этом самыми известными работами Баланчина остаются его абстрактные балеты, в том числе «Тема и четыре вариации» и «Агон».

🩰 Мужчины-танцоры в балете

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»

Рудольф Нуреев

Фото
Legion Media

В 1961 году Рудольф Нуреев публично сбежал от советских властей в парижском аэропорту Ле Бурже. Тринадцать лет спустя другой блестящий молодой танцовщик — Михаил Барышников — уехал в канадский Торонто, бросившись из театра в поджидавшую его машину. Оба были необычайно талантливы, харизматичны и сексуальны. Они жаждали танцевать и стали иконами поп-культуры, поднявшими стандарты и престиж мужского балета на Западе.

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»
Фото
Legion Media

В 1980-е годы Рудольф Нуреев стал режиссером и хореографом балета Парижской оперы, где поставил несколько классических спектаклей с новой, более сложной хореографией для мужчин. В это время в Нью-Йорке Барышников превратился в настоящую поп-звезду, расширив свою известность за счет ролей в голливудских фильмах и сериалах. Вместе они продолжают вдохновлять танцовщиков-мужчин на авантюризм и смелое самовыражение.

🩰 Балет в 21 веке

История балета: кто и когда придумал пуанты, пируэты и «Щелкунчика»

Светлана Захарова и звезды балета Большого театра в британской премьере спектакля «Amore»

Фото
Legion Media

Сегодня балет рассказывает новые истории в самых разных культурах и странах. Ведущие хореографы, такие как Кристофер Уилдон, Джон Ноймайер и Алексей Ратманский, черпают вдохновение в литературной классике. Многие компании также вкладывают средства в историческую реконструкцию произведений XIX века. Тем временем цифровая эпоха меняет наши отношения с танцем, и для балета это открывает как новые вызовы, так и новые возможности.