EG: Привет, Кирилл! Объясни, пожалуйста, простым языком, из чего состоит твоя основная работа :)

Кирилл: Привет! У меня много разных активностей. Если говорить про «ВКонтакте», я вместе с командой занимаюсь экспериментальными проектами и бизнес-продуктами. Я много за что отвечаю, поэтому коротко описать мою работу сложно. Но основное — iOS-разработка.

Пальто и жилет, все — Ziq & Yoni. Рубашка, Fusion (Faces & Laces Locals); джинсы, Colin's; кроссовки, Tommy Hilfiger; цепочка, Fatality
Пальто и жилет, все — Ziq & Yoni. Рубашка, Fusion (Faces & Laces Locals); джинсы, Colin's; кроссовки, Tommy Hilfiger; цепочка, Fatality

В свободное время я делаю свои продукты. Там вообще занимаюсь всем — от дизайна и разработки до маркетинга и общения с инвесторами (то есть работа CEO со всеми возможными зонами ответственности). Сейчас я считаю себя больше предпринимателем, чем разработчиком.

EG: Когда ты начал увлекаться программированием? Каким был твой первый проект и что подтолкнуло им заняться?

Кирилл: Первый скрипт я написал в 11 лет. Тогда я больше баловался и просто изучал область. Реальный проект появился, когда мне было 14. Одноклассник попросил сделать простую 2D-игру на Android — нужно было на скорости соединять падающие квадраты. Потом я переписал эту игру под iOS, сделал приложение с погодой. Дальше было много разных приложений и проектов.

EG: Ты работаешь только с теми проектами, которые тебе 100%-но интересны, или какие-то не самые увлекательные тоже приходится брать в разработку? С какими тебе больше всего нравится работать?

Кирилл: С тем, что мне неинтересно, я не работаю. В VK мы заранее обсуждаем что, как и почему будем делать. А фриланс-проекты я не беру из-за занятости. Но я заметил особенность — если мне что-то неинтересно, я пытаюсь от этого избавиться. Так было со школой, например.

EG: Учишься ли ты где-нибудь сейчас или сосредоточен исключительно на работе? Вообще, на твой взгляд, нужна ли вышка хорошему программисту, или всему можно научиться самостоятельно?

Кирилл: Сейчас только работаю и самостоятельно развиваюсь всеми возможными способами. Вышка программисту, конечно, будет полезна, но необходимости нет. В вузах дают действительно крутую базу математики, но не программирования.

ElleНо я вообще не люблю слово «программирование». Лучше называть нас разработчиками.

А разработчику углубленная математика нужна не всегда.

EG: Если прикинуть примерно, сколько времени занимает разработка одного стандартного приложения? Можешь описать путь «от» и «до» — с чего начинается приложение, каков процесс и на чем все заканчивается?

Кирилл: Все зависит от приложения. В быстром режиме можно сделать MVP — рабочий прототип — за две недели. Перед этим потратить три дня на идею и дизайн, а после — еще неделю на скриншоты и ревью в App Store. Но это если ты инди-разработчик и делаешь это для себя на одной платформе. Для глобальных целей, когда ты делаешь именно продукт под две и более платформы, все начинается с исследования. Разработка отодвигается на второй план. Весь процесс может занять несколько месяцев.

EG: Какими разработками «ВКонтакте» ты занимаешься? Сколько вообще человек ежедневно трудится над соцсетью, из которой мы не вылезаем?

Кирилл: Как я сказал, я занимаюсь экспериментальными продуктами и проектами для бизнеса. В 2017-м это был один из разделов VK Admin — приложение для управления сообществами. В прошлом году мы делали интерактивное шоу «Клевер» вместе с творческой лабораторией Ивана Урганта. Сейчас продолжаем создавать новые бизнес-продукты. Всего «ВКонтакте» работает около 800 человек, больше половины из них — удаленные сотрудники, например, агенты поддержки и модераторы. Разработчиков примерно 200. Команда у нас маленькая, но сплоченная и результативная.

EG: Как ты пришел к работе «ВКонтакте» — сами позвали или ты откликался на вакансию, проходил какие-то тестовые задания? Это похоже на твою работу мечты или еще есть куда стремиться?

Кирилл: Я написал знакомым разработчикам из команды «ВКонтакте». Они меня представили, после этого я получил тестовое задание. Дальше я неделю делал его днем и ночью, даже в школу не ходил, и меня пригласили в «Зингер» на интервью. В итоге меня взяли, и мое тестовое задание пришлось доделать — оно пошло в релиз. Многие думают, что на работу «ВКонтакте» невозможно попасть. Это не так. Когда я пришел на собеседование, мне было 16 лет и я учился в 9 классе. Никто и не посмотрел на мой возраст — важны были только мотивация и навыки. Про вопрос о том, куда стремиться.

Считаю, что всегда нужно к чему-то стремиться, иначе человек перестает развиваться.

EG: Что самое трудное в работе над социальной сетью, а что — самое классное?

Кирилл: Могу сказать, что самое трудное и одновременно классное. Большая ответственность. Например, иногда в три часа ночи могут позвонить — что-то сломалось и тебе нужно это чинить. Хоть я и не работаю над основным приложением VK и обычно это релевантно другим разработчикам, несколько раз так было и у меня.

EG: Программистов в современном мире как-то невольно принято ассоциировать с гик-культурой — кажется, что супер-умные ребята на выходных предпочитают оставаться дома, читать комиксы и устраивать себе марафон фильмов Marvel. Разрушишь этот стереотип или подтвердишь? :) Чем любишь заниматься в свободное время?

Кирилл: Ой, много чем. Marvel я очень люблю, но еще катаюсь на вейкборде, хожу в зал, смотрю кино и пишу электронную музыку. Очень часто встречаюсь с друзьями, завожу новые знакомства.

EG: Платформу iOS ты считаешь более эксклюзивной, чем Android. С высоты своего опыта расскажи, чем же она лучше? Может, нам всем стоит перейти на айфоны?

Кирилл: В США по статистике c iOS ходит 56 % — то есть больше половины. Но это очень сложный вопрос. Свои плюсы есть как у Android, так и у iOS, при этом каждый год ситуация меняется. Но мне разрабатывать под iOS понравилось больше, чем под Android.

EG: Наш октябрьский выпуск посвящен современным подросткам, или, по-другому, поколению Z. Как думаешь, в чем преимущество вашего поколения по сравнению с другими?

Кирилл: Это тоже очень сложный и интересный вопрос. Я думаю, что, во-первых, идея «поколения» не совсем отражает суть. Можно сравнить меня, моих друзей и моих бывших одноклассников — мы в корне разные люди, хоть и поколение Z. Также очевидно, что это зависит от локации. Я не могу дать точный ответ, так как людей, которые чем-то активно занимаются, пока еще не так много. Но одно из преимуществ — доступ в интернет с рождения. Это то место, где почти нет цензуры; при этом есть другие проблемы, о которых можно написать целые книги. Но все же это позволяет нам лучше понимать мировые проблемы, а также способы их ликвидации.

EG: Твой совет поколению Z. 

Кирилл: Мнением поколения Z достаточно просто манипулировать. Многие не изучают проблему или систему сами, а смотрят 15-секундные истории и формируют мнение из-за хайпа в интернете. Если тема резко стала популярна, все сразу идут шарить ее в соцсети, не имея собственного мнения. Это проскальзывает везде — от челленджей до петиций. В 2016 году все знали слово «биткоин», но не понимали, как это работает. Или Cambridge Analytica — все слышали название, но кто может рассказать, что действительно делала эта компания? И таких примеров миллион. 

Так вот: нужно иметь собственное мнение и формировать его с помощью проверенных источников.

EG: В этом году ты побывал на конференции для разработчиков Apple WWDC — что тебя больше всего впечатлило? Что запомнилось?

Кирилл: Больше всего меня впечатлила встреча с Тимом Куком и кейноут (главное выступление в первый день конференции. — Прим. EG). Действительно чувствовалась эксклюзивность, особенно во время встречи с Тимом. Но я максимально знакомился со всеми вокруг, даже сделал себе визитку с QR-кодом в Wallet. Так что большое количество новых знакомств — это одна из самых крутых штук, которые можно получить на WWDC.