Я долго думала, имею ли право что-то советовать на эту тему и давать некие инструкции. В плане выбора профессии – возможно. Но как стать именно арт-директором? Это звучит оглушительно громко. Или во мне говорит синдром самозванца?

В любом случае, в графе «профессия» у меня написано, что я арт-директор. И в директ инсты тоже приходили запросы на тему, как им стать. И это не из серии «вы все время меня спрашиваете, какую помаду выбрать, и вот я отвечаю». Хотя, может, я лучше расскажу про помаду, чем буду давать универсальные советы про карьеру? :)

Предыстория

Мой путь в профессию начался с рисования. А рисовала я с детства. И имея не очень развитый навык общения с ровесниками (будем честны, они мне просто не нравились), в детском саду я сидела в углу за столом и много рисовала. И дома вечером занималась тем же. И очень нервничала, если что-то не получалось.

В художку я пошла очень поздно, в 13 лет. Зато это было мое осознанное решение, а не случай из серии, когда отвели родители.

Потом я поступила на художественно-графический факультет, и пять лет рисовала античные скульптуры, писала маслом, делала гравюры и осваивала другие техники изобразительного искусства.

Одновременно получила второе высшее, чтобы был диплом, в котором было бы написано, что я дизайнер. Типа так проще найти работу.

После окончания университета я переехала в Москву и попала на стажировку в издательский дом, который занимался кулинарными журналами и книгами. Через какое-то время меня взяли в штат. И когда знаний по журнальному дизайну стало не хватать, я решила пойти учиться снова. Но уже именно на арт-директора медиа. Выбрала Британскую Высшую Школу Дизайна, ведь там я уже проходила зимний интенсив, и мне очень понравился их подход к обучению. Там преподают практикующие специалисты, а не теоретики, как зачастую в классических вузах.

Совмещать учебу с работой было довольно сложно, но результат я начала видеть сразу же.

И через год держала в руках диплом о третьем высшем образовании. И уже осенью, увидев мой диплом на защите, мне предложили место дизайнера в одном из ведущих издательских домов России. До того, как прийти в ELLE girl, я оформила крутой музыкальный фестиваль, делала интерактивные версии самых известных журналов, а сделанные мной макеты украшали ГУМ, Большой театр и билборды всей Москвы. Как видишь, перед тем, как стать арт-директором, я набиралась опыта как дизайнер в разных областях.

Попав в ELLE girl, я поняла, что готовилась все это время именно к этой работе. И все мои навыки и скиллы здесь пригодились. Коллажи и рисунки для журнала я делаю сама, так что художественное образование не оказалось лишним.

Если обобщить опыт, то я могла бы посоветовать следующее:

Рисуй

Тебе необязательно идти в художественный вуз и получать корочку. Это на самом деле совсем неважно. Но скилл рисования тебе очень поможет. Даже если ты рисуешь по твоему мнению (или по мнению Марии Ивановны, учительницы ИЗО) очень плохо. Это всего-навсего навык, не более. И его можно развить.

Я знаю парня, который в 11 классе ужасно рисовал, а теперь он классный художник. Просто бери карандаш и рисуй для удовольствия. Боишься, что получится плохо? Денис Башев, арт-директор студии Dilettant, рассказал классное упражнение рисование вслепую. Выбираешь, что нарисовать с натуры – лицо чье-то, например. И начитаешь рисовать одной линией, не смотря на объект изображения. Выполняй как можно чаще, и рисуй как можно чаще. Результат совсем не обязательно кому-то показывать. Это просто упражнение, которое помогает тебе научиться выражать идеи в твоей голове визуально. Реально выручает.

Занимайся самообразованием

Изучай классические фолианты по истории искусства, биографии модельеров, выставки или подборки на Pinterest. Следи за новыми журналами и книгами, чтобы быть в теме. Насмотренность тебе очень поможет. Старайся развивать вкус и не только серфить в интернете в поисках трендов, ведь классных приемов композиции и цветовых сочетаний можно насмотреться в живописи. Как можно чаще ходи на выставки. И читай книги по дизайну и около-визуальной теме. Это твое информационное окружение, если можно так выразиться. И именно все это будет тебя вдохновлять.

Из того, что можно почитать уже сейчас:

Канал онлайн-школы Bang Bang Education. Для меня это лучший канал о дизайне с видео, статьями и ссылками на книги. Если начать, то обязательно с него.

Канал о журнальном дизайне

Канал о дизайне плакатов с подборками и именами

Канал с новостями из мира дизайна и лонгридами на профессиональную тему

Канал легенды журнального дизайна Димы Барбанеля

Новости и статьи о дизайне

Учись, учись, учись

В «Британку» я пошла учиться в 24 года. А одной из моих одногруппниц было на тот момент около 50. Так что если ты хочешь сделать перерыв в обучении и поступать не сразу после школы, то так и сделай. Или ты выбрала ВУЗ, в котором нет бюджетных мест, а учиться ты хочешь именно там, и тебе нужно накопить денег для поступления на коммерцию. Все это нормальный вариант развития событий. Не впадай в панику в стиле «о май гад, я не поступила сразу после школы, и теперь мне никогда и ни за что не устроиться на хорошую работу». Это не так.

И прийти в дизайн ты можешь хоть в любом возрасте.

Но это не отменяет того факта, что чем раньше ты начнешь, тем быстрее ты получишь результат. Помимо высших учебных заведений есть курсы, которые дадут тебе представление о профессии, кое-какие навыки и практику. Ты сможешь попробовать и решить, твое это все или нет. Из классных курсов мне очень понравились Bang Bang Education. Это дистанционное обучение с видеоуроками под кураторством практикующих дизайнеров и иллюстраторов. У них есть курсы по разным сферам дизайна, бесплатные видео и вебинары.

Копируй то, что нравится, или Загмайстер не сразу родился Загмайстером

Вся наша визуальная культура – это переработка предыдущего культурного пласта. В свое время все ориентировались на греков и вдохновлялись их искусством, и по сей день вдохновляются. Поэтому первое время ты тоже будешь вдохновляться чьими-то работами и в процессе искать свой голос и стиль.

Когда поймешь визуальные ходы и фишки, используй их уже в своем творчестве. Для того, чтобы набить руку, копируй рисунки. Это отличная практика для рисования. Берешь книжку с репродукциями (например, «Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников» Баммеса) и перерисовываешь.

Порисуешь так неделю, и бах! – кисть руки на твоих работах уже не культяпка, а очень даже красивая и изящная.

Тренируйся

Потому что только практика поможет тебе развиваться. Не бывает так, что ты один раз попробовала сверстать журнальный разворот, и он сразу получился гениальным. Чем больше сделаешь, тем лучше будет потом получаться. Но иногда не будет получаться совсем. Это не повод бросать. Так бывает, и это нормально. Пробуй работать в разных программах. Изучи InDesign, Photoshop и Illustrator. Это первое, что понадобится тебе в работе. 

Ищи стажировки

Самые ценные знания и практику я получила именно на первой работе, где 4 месяца стажировалась. Не бойся писать письма (обязательно с портфолио!) и предлагать поработать на опыт. Там ты научишься чему-то гораздо быстрее. Только, пожалуйста, не начинай со слов «доброго времени суток»! И напыщенный слог тоже лучше оставить для школьных сочинений.

Также будь немного скромнее, когда пишешь что-то в стиле «готова делиться идеями» и «я могу предложить свежие решения». Потому что это ты идешь учиться, и это нужно именно тебе. А подобные письма просто нещадно выбрасываются в корзину.

Напиши простым человеческим языком, кто ты, что умеешь и чему хочешь научиться.

Потому что письмо – это первое впечатление о тебе. А ты же классная и адекватная :)

Не бойся

Потому что не боги горшки обжигают. Мы все когда-то начинали, и у всех иногда что-то не получалось. Я знаю людей, которые приходили работать в студии совсем не дизайнерами, а потом благодаря своему трудолюбию становились арт-директорами. И если ты будешь быстро учиться и много трудиться, то тебя обязательно заметят.

Не ленись

Хотя иногда можно. Но это не точно. Потому что любые инструкции – не книга жизни, где написано, как все сложится именно у тебя :)