Коварный «успех» стал очередной ловушкой в ЕГЭ по английскому языку. 80% выпускников Свердловской области получили ноль баллов за эссе из-за того, что не воспользовались определенным набором слов. Всего ЕГЭ по английскому состоит из нескольких блоков, один из которых – написание эссе. Сочинение оценивается по 4 критериям, за весь блок «Письмо» можно получить 20 баллов: письмо другу (6 баллов) + эссе (14 баллов). Самый важный критерий – раскрыть тему. 

В этом году школьники писали эссе на тему «Ранний выбор карьерного пути – ключ к успеху».

Ребята рассуждали о том, кем они планируют стать в будущем, что повлияло на их выбор, развернуто представляли факты и мнения, подбирали синонимы, но… Увы, ноль баллов за то, что отошли от шаблона. По словам принимающих, школьники не раскрыли тему, а именно – не упомянули злосчастный «успех».

Почему 80% процентов уральских школьников получили ноль баллов за эссе на ЕГЭ по английскому языку?
Фото
tumblr.com

По правилам сдачи ЕГЭ «успех» как ключевое слово должно было фигурировать буквально в каждом абзаце. Уход от такого шаблона и использование синонимов обнулили результат. Как заявили в конфликтной комиссии, детей предупреждали перед экзаменом о требованиях к письменной части. Но не могло же столько школьников умышленно проигнорировать требование или забыть о нем? 

Получается, что экзаменаторов не интересует качество знаний, владение языком, стиль изложения, глубина раскрытия темы, ни аргументы… просто пиши по шаблону, и будет тебе счастье. 

Родители возмущены, дети в истерике, учителя выступают с предположениями о существовании «теории заговора». Так преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ, доктор филологических наук Наталья Пращерук обратилась к проверяющей комиссии: «В этом году детям преподнесли болезненный урок человеческой селекции. И пусть кто-нибудь мне докажет обратное, объяснив целесообразность чудовищного шаблона. Где же детям из провинции, имеющим кембриджские сертификаты, хотя бы частично раскрыть тему».

«А экспертов так и хочется спросить, во-первых, о педагогической составляющей того, что произошло (дети прекрасно знают, что их обманули), и, во-вторых, о ваших коллегах-педагогах, многолетний труд которых вы зачеркнули». 

Один из пользователей социальный сетей, преподаватель игорь Харламов изучил «от и до» все официальные материалы, выложенные на сайте ФИПИ, и отметил, что «ЕГЭ перестал измерять уровень владения языком, а скатился к шаблону» : 

«Это тупое следование шаблону, этот язык далек от реального. Доходит до маразма: в письме личного характера дети должны писать определенные слова в определенных места, чтобы им зачли один из аспектов». 

Экс-депутат Заксобрания Свердловской области Евгений Артюх возмущен: его дочь учит иностранный язык с четырех лет, ездит за границу, где получала за знание английского 96 баллов из 100, а теперь имеет ноль баллов на эссе в нашем ЕГЭ. В соседних регионах уральского округа наблюдается такая же ситуация: «такое ощущение, что ведется сознательная политика: детям из провинции не ставить большие баллы, чтобы не лезли в престижные московские вузы. Это вредительство. Детей просто выдавливают из страны, чтобы они ехали учиться за границу. И много где учеба там бесплатна. И они ведь уедут, а вернутся немногие». Родители учеников собираются обращаться в прокуратуру в надежде решить вопрос. Тем временем, в министерстве образования Свердловской области отмечают, что к ним жалобы на необъективную или некорректную оценку работ ЕГЭ по английскому не поступали.

Наряду с этим по итогам экзамена подано 234 апелляции. 

В Екатеринбург 10 июля приехали около 240 выпускников (лично или их родители) в здание «Института развития образования», чтобы отстоять свои права. Почему выпускник, знающий язык на уровне С1, почти как носитель языка, должен смириться с низким баллом по ЕГЭ? По словам одной из родительниц, ко всем приехавшим в конфликтной комиссии отнеслись «по-хамски», поэтому многие родители были рады, что дети не присутствовали при таком разговоре. 

«У меня был настоящий шок. Видимо, им не понравилось, что я начала задавать неудобные вопросы, и они просто не давали мне говорить. Я спросила, в чем ошибка. Они заявили, что ''не решена коммуникативная задача'': что во вступлении она не употребила слово ''успех''».

Одна из проверяющих, член экспертной комиссии по проверке ЕГЭ в Екатеринбурге, считает, что в низких баллах виноваты сами дети. Также эксперт недоумевает, на что именно собираются жаловаться родители в прокуратуру. 

«Проблема заключается в том, что сдающие ЕГЭ просто очень невнимательны при подготовке и вовремя проведения экзамена. Накосячили они сами». 

Пока анализ результатов экзаменов продолжаются, в министерстве общего и профессионального образования свердловской области не могут назвать точное количество не справившихся с эссе учеников. Полная картина будет ясна уже в августе.