Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?
Фото

theGirl

Казалось бы, в наше время можно стать кем угодно и когда угодно, ведь возраст зачастую лишь цифра, а переучиться не поздно и после двух высших образований. Так-то верно, но некоторые сферы до сих пор считаются слишком рискованными, бесперспективными и банально непонятными.

Для всех тех, кто с детства залипает в комиксы и еле-еле находит дома полки для новых томиков манги, theGirl поговорили с теми, кто создает книжки с картинками у нас в России. BUBBLE уже успели покорить многих своими сериями вроде «Экслибриума» и «Бесобоя», а также не забудем про «Майора Грома», который превратился в кинокомикс. Авторы и художники комиксов ответили на наши вопросы и, надеемся, на твои тоже 👇🏻

Когда вы поняли, что хотите создавать комиксы и с чего вообще началась ваша любовь?

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?

«Экслибриум»

Фото

BUBBLE

Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор издательства BUBBLE: Я заканчивала факультет Издательского дела, так что путь в книжную индустрию был намечен сразу после окончания школы. Уже во время обучения я поняла, что хотелось бы работать именно в комиксах, а не с обычными книгами, и загорелась желанием пойти работать в BUBBLE — это был как раз период после выхода фильма «Майор Гром: Чумной Доктор».

А так комиксы были в жизни с самого раннего детства (и осознала я это, уже работая с ними). Раньше это были в основном комиксы в журналах «Winx Club» и «Чародейки». Теперь, вспоминая их, я понимаю, почему мне нравились или, наоборот, не нравились разные фишки и приемы: видимо, уже тогда неосознанно пыталась привести историю к собственному идеалу.

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?

Ксения Шпалецкая

Фото

BUBBLE

Карина Ахметвалиева, колористка и художница BUBBLE: Я рисую с самого детства, мой творческий путь был определен очень давно. Мне нравится красить свои и чужие картинки, так что работа колористом — это наиболее приятная из всех возможных работ. Впоследствии к собственным артам добавились и комиксы.

Больше всего я люблю создавать единую атмосферу в одной конкретно взятой сцене. Например, кадры на одной странице объединены холодными оттенками, а на другой — теплыми. Я считаю, что это дополнительно помогает читателю сразу понять, где заканчивается одна сцена, а где начинается другая. Ну а мне потом приятно смотреть на готовый результат!

Анастасия Афонина, художница издательства BUBBLE: В средней школе начиталась манги и «Чародеек» и захотела тоже показать кому-то что-нибудь посерьезнее и помасштабнее, чем рисовала ранее, но я никогда не думала, что это будет моей работой. Все же даже в моей не такой давней юности комиксы в стране были представлены в основном иллюстрациями к анекдотам и зарисовками в детских журналах.

Анастасия Phobs Ким, художница и сценаристка издательства BUBBLE: Я рисую комиксы с детства, мне уже сложно вспомнить, почему я вообще начала это делать. Любила рисовать картинки и писать рассказы (настолько, насколько ребенок это может). Видимо, в какой-то момент я закономерно решила скрестить их в одно целое. У меня до сих пор где-то валяются мои древние каракули, нарисованные в младших классах, где персонажи уже говорят кривенькими бабблами. А когда мне было лет 10, мне стали покупать комиксы — любые, какие можно было тогда достать — и я поняла, что где-то есть люди, для которых комиксы это настоящая работа.

Одним из моих первых комиксов была «Ника» Богдана Куликовских, которая выходила в «Классном Журнале». Можете представить мой культурный шок, когда я, уже сама как художница комиксов, встретила Богдана вживую много лет спустя. Если какая-то преемственность существует, то как-то так она и выглядит.

Постепенно хобби превратилось в работу. С чего начали поиск вакансий и монетизацию творчества?

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?

Карина Ахметвалиева

Фото

BUBBLE

Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор издательства BUBBLE: Поначалу, еще в школе, я монетизировала творчество, беря заказы на рисунки, а искать работу начала во время учебы в университете для практики. В издательство комиксов хотелось еще и потому, что есть скиллы рисования, и они и сейчас оказываются очень полезны.

Карина Ахметвалиева, колористка и художница BUBBLE: Хобби превратилось в работу лет десять назад, когда пошла волна первых арт-маркетов, на которых можно было продавать свой мерч.

Анастасия Афонина, художница издательства BUBBLE: Монетизацию начала с коммишенов ВКонтакте и DeviantArt, и, конечно, это были не комиксы, просто рисунки. Первым был портрет голубоволосого персонажа с покеболом в руке, за который мне заплатили 2 доллара :) Вакансию, связанную с комиксами, почему-то не искала, только по своей специальности.

Анастасия Phobs Ким, художница и сценаристка издательства BUBBLE: Я не искала вакансий, да их и не было в начале 10-х. Мне рассказали знакомые про то, что BUBBLE существует и что они делают комиксы, а потом мне напрямую оттуда написали и пригласили на работу. Вот и вся история.

С какими трудностями придется столкнуться каждому новичку, кто хочет создавать свои комиксы? Ваши советы: к чему стоит приготовиться заранее, а от чего точно придется отказаться.

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?

Анастасия Phobs Ким

Фото

BUBBLE

Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор издательства BUBBLE: Дедлайны, выгорание и критика — три слона, на которых может вырасти мысль «надо было идти в айти». Так или иначе, наша работа напрямую связана с творчеством, но уже не для себя, и нужно быть морально готовым к тому, что каждая из этих вещей будет давить. Может, по отдельности, а может, и вместе.

Отринуть же стоит мысль о том, что все сразу же оценят ваш талант и не нужно развивать свои скиллы и работать, как пчелка, ведь вы и так все знаете и умеете. К сожалению, на таком настрое далеко не уедешь.

Карина Ахметвалиева, колористка и художница BUBBLE: Сперва ничего не будет получаться, ха-ха. Творчество — это постоянная мука, но таков удел всех художников. Но я думаю, что это еще зависит от того, как человек относится к себе и своим работам. Я, например, много критикую себя и сравниваю с другими. Но многолетний труд и видимые результаты избавили меня от части переживаний.

Может прозвучать слишком громко, но я советую не замахиваться сразу на невероятный результат, иначе потом есть риск расстроиться. Все должно быть постепенно, никто не всесилен на старте. 

Анастасия Афонина, художница издательства BUBBLE: Сложно ответить на этот вопрос, потому что свои комиксы я всего лишь выкладывала в интернет, и с этим может быть только одна сложность — нехватка сил и времени на их отрисовку.

Процесс создания страницы комикса «Бесобой №41. Дьявол в деталях. Часть 2» от Анастасии Phobs Ким и Лады Orphen Sirius Акишиной 👇🏻

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?
Фото

BUBBLE

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?
Фото

BUBBLE

Анастасия Phobs Ким, художница и сценаристка издательства BUBBLE: Нужно быть усидчивым и терпеливым. Нужно быть готовым к агрессии, к тому, что твою работу не будут считать полноценной и всегда будут принижать за нее, потому что «художник — не профессия», а «комиксист — ненастоящий художник/творческий вредитель» и занимается в лучшем случае «бесполезной фигней». Учитывая, насколько черепашьими шагами двигается общество, я не верю, что эта стигма исчезнет при нашей жизни. Как-то уже внутренне смирилась.

Как сейчас обстоят дела в нашей отечественной комикс-индустрии? Сложно ли найти работу и сколько может зарабатывать сценарист/художник/колорист?

Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор издательства BUBBLE: Индустрия активно ищет новую кровь, поэтому стать сценаристом, художником или колористом (или вообще редактором!) сейчас более чем возможно и осуществимо, нужно лишь немножко упорства и своего рода зрелости. Большинство авторов работают как фрилансеры, поэтому заработок будет зависеть исключительно от собственных сил и возможностей.

Карина Ахметвалиева, колористка и художница BUBBLE: Думаю, работу найти можно, зарабатывать достойно тоже можно. Сейчас комиксы, игры и другие подобные штуки становятся все более популярными, спрос растет, будет появляться все больше произведений, для которых нужны исполнители.

Анастасия Афонина, художница издательства BUBBLE: Хоть вакантных мест больше, чем когда-либо было в стране, их, как часто и бывает, меньше, чем людей, готовых предложить свои услуги, и значительно. Скажем, средний уровень сложности. Заработок у людей в штате на зарплате и у фрилансеров отличается. Фрилансер получит столько, сколько готов работать, конечно же.

Анастасия Phobs Ким, художница и сценаристка издательства BUBBLE: Я бы сказала, не обстоят, но это было бы совсем заупокойно. Из хорошего: российские книжные издательства начали печатать авторские комиксы и артбуки — это уже огромный прорыв (для них).

Раньше, мне кажется, издать свой комикс за границей было проще, чем дома. Но, так как это произошло не в результате какого-то внутреннего эволюционного процесса, а в результате катаклизма, этот ручеек могут в любой момент перекрыть. Сказать, что есть какая-то средняя по больнице зарплата, я тоже не могу.

Вы работаете в BUBBLE, которое после выхода фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» стало еще популярнее. Как вы считаете, чем BUBBLE отличается от других издательств?

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?

Ксения Шпалецкая

Фото

BUBBLE

Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор издательства BUBBLE: Думаю, тем, что у нас есть полноценная (и уже довольно обширная) вселенная с огромным количеством не только персонажей и историй, но и жанров. А теперь мы немного уходим и в параллельные вселенные, а это, как мне кажется, еще более интересный шаг в эволюции издательства.

Карина Ахметвалиева, колористка и художница BUBBLE: У BUBBLE комиксы выходят часто и стабильно, что позволяет удерживать интерес читателей. И во вселенной есть много крутых персонажей, появляющихся в не менее крутых сюжетах.

Анастасия Афонина, художница издательства BUBBLE: Если сравнивать с отечественными, BUBBLE все еще отличается как минимум тем, что только у нас свои регулярные линейки комиксов, — по крайней мере, о других полноценных сериях я пока не слышала. Ну а теперь еще и фильмы.

Анастасия Phobs Ким, художница и сценаристка издательства BUBBLE: Отличается тем, что до сих пор не закрылся. И тем, что работает с несколькими онгоингами, которые выходят регулярно, по несколько раз в месяц — я до сих пор с трудом понимаю, как мы это вообще вывозим. Даже чисто физически.

Над какими проектами лично вы уже успели поработать в BUBBLE и над чем трудитесь именно сейчас? Какой своей работой гордитесь больше всего?

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?

Обложка художественного романа «Девять жизней Агаты. Жизнь первая. Купель Дракона»

Фото

BUBBLE

Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор издательства BUBBLE: По сути, как редактор я успела поработать над всеми действующими на данный момент сериями и проектами в той или иной мере (и даже над старыми и закрытыми сериями). Помимо этого, я сценаристка — веду свою серию «Школа BUBBLE», над продолжением которой работаю сейчас, и написала повесть «Девять жизней Агаты. Жизнь первая. Купель дракона» в формате художественной прозы. Наверное, этими проектами и горжусь: их я создавала на разных эмоциях и в разные периоды жизни, поэтому так или иначе они частичка меня, а я — частичка их.

Карина Ахметвалиева, колористка и художница BUBBLE: Мне удалось поработать над различными линейками: «Игорь Гром», «Экслибриум», «Бесобой», «Ведьма»… Были еще другие комиксы, всего не упомнишь.

Анастасия Афонина, художница издательства BUBBLE: «Экслибриум», «Часовой» и [Неназванный проект]. Горжусь тем, какой красивущий корабль у меня в «Часовом» получился!

Анастасия Phobs Ким, художница и сценаристка издательства BUBBLE: Сейчас я работаю на «Чумном Докторе», до этого работала на «Бесобое» (был еще «Майор Гром» когда-то давно, в мои первые годы работы). Ничего не могу сказать по поводу гордости: если мне дать любой мой комикс, я сразу скажу, что там надо переделать, переписать, перерисовать или перекрасить.

Какая серия BUBBLE из всего каталога вам больше всего нравится и почему?

Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор издательства BUBBLE: Если не брать свою, то определенно «Экслибриум». Это такой дарковый young adult, который дарит одновременно кучу эмоций, знакомит с невероятным количеством харизматичных персонажей, показывает разные магические способности и разбивает надежды на тысячу осколков — идеальный микс, чтобы любить эту историю всем сердцем.

Карина Ахметвалиева, колористка и художница BUBBLE: «Игорь Гром»! Я люблю мрачную питерскую атмосферу, харизматичных персонажей из этой линейки и сценарии Алексея Замского.

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?

Открытка в стиле манги от Карины Ахметвалиевой

Фото

BUBBLE

Анастасия Афонина, художница издательства BUBBLE:  «Экслибриум», безусловно. Я буду читать все, что выходит из-под пера госпожи Наталии Девовой.

Анастасия Phobs Ким, художница и сценаристка издательства BUBBLE:  Это эгоистично, но я люблю проекты, в которых сама участвовала. Слишком много там моих крови, пота и нервов, чтобы я сказала, что люблю чужие проекты больше.

Манга в России — это как, зачем и почему? В чем отличия (и есть ли они) от оригинального жанра и почему вы решили издать свою?

Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор издательства BUBBLE: Никто не станет отрицать, что азиатская культура проникает в наше медиапространство все больше и больше. Самые популярные фандомы — это азиатские игры, манга, маньхуа и аниме. Многие авторы выросли на этом формате и историях и учились творить тоже именно на них.

Отличий, как мне кажется, в российской манге не так много, в ней есть все основные составляющие и фактически нет так называемого национального «колорита». Мы же решили создать отдельное подразделение, потому что это отличный эксперимент, прекрасная возможность добавить в каталог что-то совершенно новое и уникальное. И оно быстро становится бестселлером!

Анастасия Афонина, художница издательства BUBBLE: Манга в России — это так или иначе подмигивание в сторону той самой, оригинальной; даже ее вид, заданный изначально практическими целями, у нас является лишь пародией, потому что именно этот облик так популярен там. Это не хорошо и не плохо, просто вот такой мультикультурный обмен. По поводу причин, зачем и почему… Ну а почему бы и нет?

Представим, что есть возможность экранизировать любой комикс BUBBLE прямо сейчас (со спецэффектами в лучшем виде и кастом мечты). Какой бы вы выбрали?

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?

Процесс создания страницы из серии «Экслибриум. Жизнь вторая»

Фото

BUBBLE

Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор издательства BUBBLE: На сто процентов «Экслибриум» и «Мироходцы». Но не уверена, что в формате лайв-экшена — скорее мультсериалов.

Карина Ахметвалиева, колористка и художница BUBBLE: Выбираю все того же депрессивного «Игоря Грома».

Анастасия Афонина, художница издательства BUBBLE: «Экслибриум» как аниме, конечно же!

Анастасия Phobs Ким, художница и сценаристка издательства BUBBLE: Мой каст мечты — нарисованный. Если бы я увидела по «Чумному Доктору» анимационный сериал, как «Аркейн» или «Голубоглазый Самурай», вот это была бы мечта.

Кому вы не посоветуете идти в комикс-индустрию и что пожелаете тем, кто мечтает стать вашими коллегами?

Работа в BUBBLE: как рисовать комиксы в России и сделать это своей профессией?

Комикс «Ловец бабочек» от Анастасии Phobs Ким

Фото

BUBBLE

Ксения Шпалецкая, выпускающий редактор издательства BUBBLE: Не посоветую тем, кто думает, что необязательно отдавать этой работе бóльшую часть своего времени. Ясное дело, что жизнь вне работы еще как существует, но нужно понимать, что все это — бессонные ночи, сложные люди, работа на мероприятиях и та, которую вы в жизни не делали, но ПРИДЕТСЯ. А вот тем, кто хочет работать в нашей сфере, посоветую просто быть готовыми ко всему, быть настойчивыми и любить свою работу, несмотря на трудности.

Карина Ахметвалиева, колористка и художница BUBBLE: Не посоветую в индустрию идти тем, кто не хочет в нее идти. А тем, кто хочет, — усердно трудиться и не сдаваться на достигнутом!

Анастасия Афонина, художница издательства BUBBLE:  Удачи! Я всем пожелаю удачи и успехов и никого не стану отговаривать: в конце концов, ничего страшного, если кому-то, кто попробует, в итоге не так уж и понравится — попробовать-то стоило.

Анастасия Phobs Ким, художница и сценаристка издательства BUBBLE: Тому, кто хочет золотых гор и спокойной жизни, однозначно не рекомендую. А тем, кто собирается этим заняться, один совет — следите за своим здоровьем, физическим и психическим. Жизнь комиксиста очень быстро все это просаживает, если за этим не следить.