Онлайн-образование внедряется в нашу жизнь научно-развлекательными передачами, лекциями на образовательных порталах и дистанционными курсами. Но талантливые педагоги будут нужны всегда, как далеко не зашли бы технологии. В этом уверен Левон Данильянц, операционный директор сервиса по подбору репетитора Tutor.ru.

Борьба за внимание и доверие ученика

Развитие технологий делает процесс обучения интерактивным и более увлекательным. Доступность интернета повысила спрос на онлайн-образование: дети предпочитают интернет библиотекам и консультациям преподавателей. Машинное обучение, которое делает искусственный интеллект практически неуязвимым и быстро адаптируемым, ставит под угрозу авторитет педагогов, которые не в состоянии тягаться с машиной.

Способствует автоматизации образования и поточная система оценки в формате теста.

Учитель, который делает ставку не на игровой подход, а на штампованные, стандартизированные лекции и безличный контроль, сам напоминает робота.

Вызовы цифровой эпохи

Любой компьютер справится с анализом и переработкой большого объема информации и статистикой успеваемости лучше человека. Он избежит предвзятости при оценке знаний, сможет работать без выходных, без перемен, не будет требовать повышения зарплаты и жаловаться на усталость после родительских собраний. Такой учитель сможет быть полиглотом и универсальным специалистом в любой точке мира, наглядно показывать схемы и таблицы на встроенном экране.

Чего ему будет недоставать по сравнению с педагогом-человеком, так это личного отношения и эмоционального контакта.

Учитель обладает авторитетом, который позволяет мотивировать ученика, на собственном примере показывать ему важность освоения предмета, а также поддерживать дисциплину.

Электроник оживает

В IT-лицее Казанского федерального университета внедрили первого робота-учителя. Он воспроизводит записанный текст, умеет распознавать речь учеников через звуковой датчик, определяет предметы с помощью видео-камеры. Однако робот не сможет проводить уроки полностью самостоятельно: кто-то должен написать программу и управлять им дистанционно. Ученикам понравилась идея, но манеру преподавания учителя-человека они признали более убедительной.

Другое преимущество педагога перед роботом в том, что он обучает детей работать в группе.

Именно в школе дети учатся сопереживать, контролировать агрессию, сотрудничать, договариваться, оценивать собственные возможности.

Важен при этом и личностный контакт между педагогом и учеником. Учитель способен подобрать корректный метод обучения, мотивировать и пробудить интерес к своему предмету, раскрыть потенциал ученика, помочь ему реализоваться, подбадривая и советуя. Учитель в данном случае как бы заменяет психолога и тренера.

Робот на службе человека

Если робот и научится когда-нибудь считывать человеческие эмоции, то он никогда не освоит навыки критического мышления. Робот не обладает волей и сознанием, соответственно, не сможет направлять и вдохновлять ученика. Разработанный в США в начале 2010-х годов робот Bina48 воспроизводит информацию и отвечает на вопросы, но ответы формируются из заданных в его памяти данных. При подключении к интернету робот отклоняется от логики беседы. Куда бы завели такого горе-учителя своими вопросами дети?

Доказано, что мы запоминаем не столько точную информацию, сколько эмоции и ощущения, которые получаем при взаимодействии, ассоциации, которые рисует нам наше воображение или с которыми связывает материал педагог. Личность учителя, харизма играют решающую роль в отношении ученика к предмету, да и к процессу обучения.

Невозможно запрограммировать креатив, артистизм, любопытство, воображение, способности человека, которые необходимы в образовательном процессе.

Искусственный интеллект поможет, но не сделает всю работу

Робот-учитель по имени Сая, разработка Токийского университета в Японии, не только выглядит как человек, но и умеет говорить, выражать удивление, страх, отвращение, гнев и счастье. Она может крикнуть «Молчи!», раздавать другие приказы и обращаться к ученикам по имени. Сая преподает  науку и технику в начальной школе в сельской местности, где не хватает учителей. Роботы помогут заполнить такие «дыры» в кадровом персонале – например, когда учитель болеет – но не заменят преподавателя полностью.

Британский аналитик и футуролог Ян Пирсон, чьи прогнозы сбываются с точностью до 80%, предсказывает, что к 2030 году роботы и физически, и умственно превзойдут людей.

Но профессию учителя он называет незаменимой – наряду с профессиями военных, полицейских, и менеджеров.

Автоматизация процессов оценки и подачи материала позволит добиться большего успеха учителям, которые предпочитают общаться со своими учениками, ищут индивидуальный подход и умеют находить общий язык с детьми нестандартным образом. Технологии отберут у педагогов рутинную работу, проверку бесконечных тетрадок с домашними заданиями, а самое приятное – общение и креатив – останется лучшим педагогам-психологам и помощникам.