Если обратить внимание на водителей и на то, как они ориентируются в пространстве, то можно заметить, что женщины-водители чаще используют карты, чем мужчины. Это объясняют тем, что женщины привыкли ориентироваться по объектам на местности, а мужчины – создавать в голове двумерные карты, необходимые для навигации. Такой подход был еще у наших дальних предков: мужчины охотились, но добыча всегда убегала – значит, охотникам нужно было иметь точную карту местности, чтобы легко перемещаться в пространстве. Женщины собирали овощи и фрукты, а эти природные объекты оставались на одном и том же месте – значит, женщинам было проще ориентироваться по ним.

Однако сейчас часто получается наоборот: мужчина теряется на местности и может найти дорогу только благодаря опорным точкам, а женщина с легкостью маневрирует и добирается до цели без посторонней помощи. Поэтому современные ученые все чаще отказываются от упомянутой выше эволюционной теории, объясняя различия двумя видами навигационных стратегий, существующими вне зависимости от гендера:

  • Навигация по ментальной карте. Применяется, когда мы путешествуем по знакомой местности. Например, ты можешь выйти из дома за хлебом в ближайший супермаркет, а по дороге решить, что неплохо было бы подравнять челку и купить любимый журнал. Поэтому ты заглядываешь в парикмахерскую и книжный магазин. Ты можешь не знать точно, где они находятся, но ты знаешь в целом местность (свой район).
  • Навигация по маршруту с ориентиром. Применима, когда мы преодолеваем хорошо знакомый маршрут между двумя точками. Например, когда ты идешь из школы домой, ты совершаешь эту прогулку на автопилоте – не задумываясь, куда нужно свернуть на следующем повороте.

Одно из недавних исследований было посвящено изучению индивидуальных различий в навигационных способностях. Чтобы проверить их, психологи Стивен Вайсберг и Нора Нькомб предложили участникам перемещаться по территории кампуса колледжа в условиях виртуальной реальности, используя различные маршруты и ориентиры. В результате эксперимента исследователям удалось проверить две навигационные способности:

  • Обучение в пределах маршрута. Подключается память для ориентирования на знакомых маршрутах. Такая способность соответствует стилю навигации «маршрут-ориентир».
  • Обучение между маршрутами. Включает в себя сделанное умозаключение о том, как ориентиры на двух основных маршрутах связаны друг с другом. Это умозаключение основано на опыте путешествий по соединительным маршрутам. Соответствует стилю навигации «ментальная карта».

Но это еще не все. Оказалось, что утверждение о том, что существует только два типа людей – тех, кто для навигации используют ориентиры и тех, кто используют ментальные карты, - не совсем корректно. Вайсберг и Нькомб выделили три типа:

  • Интеграторы. Хорошо проявили себя как в рамках маршрута, так и между маршрутами обучения. То есть они знали ориентиры вдоль маршрутов, которые они прошли, и имели неплохое общее понимание планировки местности.
  • Неинтеграторы. Проявили себя в обучении в пределах маршрута, но не между маршрутами. Эти участники прошли два разных маршрута и запомнили ориентиры на них, но не понимали, как эти два маршрута могут быть связаны между собой.
  • Неточные навигаторы. Не справились с выполнением обеих задач.

Чтобы объяснить эти индивидуальные различия, Вайберг и Нькомб решили изучить дополнительные факторы. Прежде всего, они сосредоточили свое внимание на вопросе мотивации, объясняя это тем, что, вероятно, у тех, кто не справился с задачами, не было стимула запомнить все, поскольку для них это всего лишь эксперимент. Тогда психологи предложили денежное вознаграждение тем, кто успешно выполнит все условия, однако результаты остались неизменными: те, кто изначально не справился, проявил себя так же и в новых условиях.

Второй момент, на котором сконцентрировались психологи – это беспокойство.

Они предположили, что у тех, кто не справился с обеими задачами, был неосознанный страх что-то перепутать. Дальнейшие исследования подтвердили эту гипотезу: у неточных навигаторов был инцидент в прошлом, когда они заблудились на местности, и это имело неприятные последствия.

Третий фактор, который провели психологи, – это когнитивные способности. Они обнаружили, что интеграторы отлично выполняли задание, в котором нужно было определить, являются ли два объекта одинаковыми, если нет возможности их потрогать и оценить. Также они лучше, чем другие, представляли объекты в перспективе – то есть так, как они будут выглядеть, если их, например, повернуть.

Последний фактор, на котором сконцентрировались психологи – это личностные характеристики. Исследователи измерили у участников качества, присущие Большой Пятерке, и установили, что у интеграторов были более высокие показатели по следующим характеристикам: открытость, экстраверсия, добросовестность.

  • Открытость означает позитивное отношение к новым впечатлениям, любопытство.
  • Экстраверсия определяется общительностью, высоким уровнем энергии.
  • Добросовестность – это решительность, проявляемая человеком в том, как он достигает свои цели.

Суммируя эти качества, можно создать портрет типичного интегратора (человека, который отлично ориентируется на местности). Он всегда открыт новому опыту и, едва заселившись в отель, уже отправляется в разведку для изучения города. Возможно, действие по созданию ментальных карт придает таким людям дополнительную уверенность.

Полной противоположностью выступают неточные навигаторы. Им не хватает пространственных способностей, чтобы хорошо ориентироваться. Вероятно, они даже создают себе самоисполняющееся пророчество, в котором убеждают себя, что для выполнения задачи у них нет четких указаний. А еще они очень беспокоятся о том, чтобы не потеряться, поэтому сбиваются с пути.

И немного советов напоследок. Если ты – интегратор, то мы искренне восхищаемся твоим талантом ориентирования! Просто не забывай, что не все такие эксперты :) А вот неточным навигаторам рекомендуем меньше беспокоиться – тем более, как показывают исследования, таких «вечных потеряшек» очень много среди нас :)