Против всего мира: фильмы и сериалы о тех, кто пытался бороться с системой

И тех, кого она сломала окончательно.

Общество представляет собой множество социальных институтов, которые объединяют людей в определенные группы и образуют систему. Но, к сожалению, очень часто система лишает человека индивидуальности, свободы мнения и проводит всех к общему знаменателю. Система всегда равнодушна, она работает по определенным законам, никогда не подразумевает того, что ты будешь счастлив внутри ее. Поэтому сегодня мы поговорим о фильмах и сериалах, в которых люди боролись с системой за право жить.

«Колония Дигнидад» (Флориан Галленбергер, 2015)

Вместо сюжета предлагаем прочитать исторический факт, который лег в основу киноработы. Что такое Колония Дигнидад? Организация, предполагающая благотворительную и общеобразовательную деятельность, созданная в 1961 году Паулем Шеффером, иммигрировавшем из Германии в Чили, дабы избежать наказания за военные преступления. Шеффер добился возможности создать коммуну со своими собственными законами. Власть Чили не распространялась на «Колонию Дигнидад», а ее лидер имел право вершить в ее стенах свое собственное правосудие. Несмотря на вполне демократичный, прилежный устав, коммуна на деле представляла из себя тюремный лагерь площадью более 17 тысяч гектаров, окруженный колючей проволокой и башнями с автоматчиками.

Руководство Чили закрывало глаза, но то, что происходит в «Колонии Дигнидад», ведь туда можно отправить любого человека, и он скорее всего больше никогда не появится в цивилизованном мире. Все въезды на территорию колонии властями были тщательно спланированы, люди вели себя точно по плану, все это было не больше чем жестокой игрой. Мужчины и женщины жили в разных бараках, не имея возможности общаться и взаимодействовать. Детей отнимали сразу же после рождения. Всяческое общение между родственниками пресекалось. В людях взращивалась гендерная ненависть, а маленькие мальчики подвергались насилию со стороны Шеффера, который считался мессией. Любое несоблюдение правил колонии каралось физической расправой.

Фото:
Архивы пресс-служб

«Левиафан» (Андрей Звягинцев, 2016)

Несмотря на то, что работа получила награду «Золотой глобус», она вызывала настоящий резонанс и получила множество негативных отзывов. История о том, как несправедливость торжествует в нашем обществе мало кого в России может удивить. Достаточно почитать актуальную публицистику и общественно-политические СМИ, чтобы быть погребенным под валом таких историй. Однако в фильме Звягинцев вскрывает все наше естество: с постоянным терзающим изнутри червяком сомнения, вечным «может надо было не высовываться», со свойственным нам аполитизмом, склонностью постоянно терпеть все невзгоды (то есть, бесцельно страдать). С постоянным страхом перед властью, которая видится как единый монолит. В этом кино система ломает человека, и, к сожалению, это очень близко к нашим реалиям.

Фото:
Архивы пресс-служб

«Рассказ служанки» (Майк Баркер, Рид Морано, Флория Сигизмонди, Кейт Дэннис, Кари Скогланд, 2017)

«Обычное – это то, к чему мы привыкли» или история о том, как хрупок наш мир. Рассказ служанки понравится тем, кому пришлись по душе «1984» Оруэлла и «О дивный новый мир» Хаксли. Это современная антиутопия, отвечающая на вопрос: «Зачем нужен феминизм и чем так страшен патриархат»? Именно этот сериал лишил меня сна недавно, настолько он прекрасен в своей гиперболизации и настолько тяжел. Мне было чрезвычайно трудно его смотреть, я бы даже сказала, невыносимо, но это шедевр. Я серьезно. Многие противники этой работы заявили о том, что автор сгущает краски, но я уверена, что если дать определенным людям возможность управлять, «Рассказ служанки» мгновенно станет реальностью. Извращенное понятие морали, аргументируемое религией. Разделение мужчин и женщин и тотальное ущемление вторых. Физическое и психологическое насилие, убийства и кража детей. В общем, patrĭa potestas во всем своем многообразии и уродстве – это то, что ты увидишь. Прекрасно передана удушливая, лживая и лицемерная атмосфера ультраконсервативного общества, на фоне которого словно цветок раскрывается характер главной героини, пусть и очень болезненно. Тут, конечно, надо стоя аплодировать Элизабет Мосс, которая не обладая среднестатистическим внешними данными заставила меня в качестве зрителя ловить каждый ее вдох.

Фильм снят по мотивам книги знаменитой феминистки Маргарит Этвуд, в 1985 году. Поражает, что подобные произведения не имеют срока годности. Поэтому сериал можно назвать лишь предостережением и помнить, что самые глобальные перемены происходят мягко. Глазом не успеешь моргнуть, а ты уже сидишь в платье до пола со словами: «Пред его очами».

Фото:
Архивы пресс-служб

«(М) Ученик», (Кирилл Серебренников, 2016)

В качестве русской альтернативы восприятия религии, доходящего до сектантства, советую посмотреть фильм Кирилла Серебренникова «Ученик», в основу которого легла пьеса «Мученик». После просмотра еще несколько дней не проходило ощущение несправедливости. Фильм о том, что любое благо можно обратить в оружие, что любой радикализм превращается в жестокость, а идея, доведенная до пика, в итоге все равно становится тоталитарной. Фильм также и о том, что страх, равнодушие и однобокость современного мира способны с легкостью уничтожить те крупицы хорошего, что в нем осталось. Такой, знаете, «Матренин двор» Солженицына получается. На мой взгляд, фильм гениальный и я горжусь, что его снял наш соотечественник. Многие назвали фильм «издевкой», но я бы тут использовала фразу «несвятые святые».

Фото:
Архивы пресс-служб

«Американская история ужасов (Культ)», (Брэдли Букер, Майкл Аппендаль, Альфонсо Гомез-Рейон, Майкл Леманн, 2017)

Даже если тебе не хочется смотреть 6 первых сезонов (что зря), я настоятельно рекомендую посмотреть последний, так как на его фоне меркнут все предыдущие. 7-й сезон носит название «Культ» и он максимально политизирован, действие разворачивается на фоне выборов президента Америки. Удивительно, насколько тонко и быстро создатели передали атмосферу целого государства. Сериал вызывает страх, но пугают в нем далеко не ужасы типичного хоррора, а ужасы наших реалий. В нем ты увидишь руководство по тому, как власть обретает силу, как с помощью страха можно подчинить себе людей и насколько просто одному человеку сломать тысячи жизней. Ты увидишь то, чего боятся американцы и, возможно, примеришь эту историю на себя. Потому что в некотором роде мы тоже переживаем культ, только иного характера. И это страшно. Единственный момент, важно очень внимательно смотреть, чтобы понять в чем соль, но оно того стоит.

Фото:
Архивы пресс-служб

«Тайна 7 сестер», (Томми Виркола, 2017)

На этот раз режиссер Томми Виркола в довольно метафоричной манере порассуждал на тему перенаселения. Представь себе ситуацию, что в мире, где семейным парам разрешено иметь только одного ребенка, рождается семь сестер-близняшек. Государство предлагает «усыпить» их до лучшего времени, но родители решают сохранить всех и дают малышкам имена в честь дней недели. Так девочки и появляются на людях – каждая в свой день. А потом эти же девочки попадают в беду и раскрывают вселенский заговор.

Фото:
Архивы пресс-служб