8 марта 1993 года для американской общественности случилось непоправимое — на телеэкраны ворвались Бивис и Баттхед. Шоу про двух отморозков с ограниченным лексиконом имело колоссальный успех среди подростков, изрядно уставших от нравоучений старшего поколения, постоянно навязывающего нормы поведения. Детишки видели в сериале всего лишь веселую сатиру на общество.

Но для их консервативных предков это стало настоящим ночным кошмаром: они не оценили юмор и пародии мультсериала, где главные герои ведут асоциальный образ жизни и отрицают традиционные ценности. Их тоже можно было понять, ведь поступки персонажей были направлены только на удовлетворение низменных потребностей — почти все время они просиживали на диване, точили фастфуд и пырились в телевизор, обсуждая видеоклипы.

Несмотря на скандалы и бесчисленные нападки, короткие скетчи о жизни двух тупых тинейджеров стали культовым символом молодежи 90-х и едва ли не самым рейтинговым проектом. Но обо все по порядку.

Истоки

Создатель сериала — Майк Джадж. Его отец был антропологом, мать — библиотекаршей. Сам Майк по образованию физик. Но с профессией как-то не заладилось, да и желания особо не было. Зато в дальнейшем он стал режиссером, продюсером, аниматором и композитором: главную музыкальную тему к «Бивису и Баттхеду» запилил тоже Джадж. Также озвучил практически всех персонажей сериала. Такой вот человек- оркестр.

Одним из источников вдохновения для него была серия комиксов «Мелочь пузатая» (Peanuts) о приключениях Чарли Брауна, Снупи и Люси, которая также выходила в виде мультсериала. В кадре ни разу не появляются родители главных героев. Эту идею он перенес и в свой проект. В полнометражном мультфильме «Бивис и Баттхед уделывают Америку», конечно, появятся два мужичка , якобы отцы героев. Это лишь догадки — они, конечно, один в один как наши перцы, но об им родстве ничего не будет сказано.

Прототипом Бивиса стал сосед Джаджа по колледжу, который носил такую же фамилию, но больше смахивал на туповатого качка. Имя Баттхед всплыло из детства Майка и было сочетанием кличек двух его друзей: одного называли Железный Зад (Iron Butt), другого — Задоголовый (Butt-Head).

Проба пера

Первая анимация про двух ржущих чуваков появилась в 1992 году под названием «Бейсбол лягушкой». Именно из нее и вырос сериал «Бивис и Баттхед». Но это было не сразу. Майк очень долгое время пытался пропихнуть своих героев на телеканал, но ему везде отказывали: Америка не была готова к такому обилию цинизма и странного юмора.

Случилось чудо —  MTV решили пойти на риск. Джадж сперва задумывал, чтобы его персонажи высмеивали телевизионную рекламу, но MTV настояли, чтобы объектом нападок стали музыкальные клипы. И правильно сделали, ведь и мы в свое время любили этот телеканал именно за ламповые клипы 24/7.

Персонажи

Бивис

Блондинчик с неправильным прикусом. Носит голубую рубашку с логотипом группы Metallica. Из-за авторских прав эту надпись в дальнейшем изменили на Death Rock. Именно Бивис — главный возмутитель спокойствия в дуэте. Что уж говорить про его склонность к поджиганию всего и вся!

Имеет альтер эго — Великий Кукурузо: непонятное, гиперактивное подобие самого себя. Если Бивис налопается сахара или выпьет слишком много кофеина, его начинает трясти, он поднимает руки и натягивает на голову футболку. При этом постоянно несет тарабарщину со странным испанским акцентом, а единственная фраза, которую можно разобрать, будет: «Ты мне угрожаешь?». Чертовски уморительно, уж поверь.

Флешбэк: почему подростки 90-х тащились по «Бивису и Баттхеду»

Баттхед

Баттхед — обладатель самого запоминающегося смеха. Не снимая носит футболку с логотипом AC/DC. Неразлучен с Бивисом. В каком-то смысле, Баттхед — лидер этой «банды». Он постарше, поумнее (по сравнению с Бивисом) и намного спокойнее своего кореша. Все бы ничего, но он совершенно не обращает внимания на морально-этические проблемы общества.

Флешбэк: почему подростки 90-х тащились по «Бивису и Баттхеду»

Парни живут в вымышленном городке Хайленд в штате Техас. Пытаются ходить в среднюю школу и иногда подрабатывают в заведении «Мир бургеров». Приличное количество серий посвящены попыткам добиться внимания со стороны девчонок, но эти жалкие потуги всегда заканчиваются полной безысходностью. Основная часть каждого эпизода отведена остросоциальным комментариям Бивиса и Баттхеда при просмотре музыкальных клипов на MTV.

Скандалы и трудности


Не прошло и двух недель после премьеры на телеканале, как его руководству пришлось приостановить выпуск новых серий: Джадж и Ко совершенно не соблюдали график. Назрели разборки, которые закончились истерикой отца сериала и просьбой дать ему месяц, чтобы подготовить весь сезон. Пройдет время, и Майк наконец-то признается, что причиной задержек были банальные пьянки: гонорары тратились в клубах и барах, после которых ему совершенно было лень работать.

  • Была одна единственная серьезная попытка снять шоу с эфира. Это случилось после того, как один из невзрослых фанатов слишком вдохновился похождениями ржущих типуганов: малыш поджог отцовскую машину, в которой находилась младшая сестра. В защиту сериала на улицы вышли толпы с криками и транспарантами: «Это типа отстой!». Чтобы урегулировать вопрос и не закрывать проект, шишки MTV перенесли его выход с семи вечера на половину одиннадцатого и полностью запретили любое упоминание огня в последующих сериях.

После этого случая сенатор Эрнест Холлингс выступил на слушаниях в Сенате США, утверждая, что телевидение погрязло в разврате, и использовал «Бивиса и Баттхеда» как пример. В Оклахоме и Южной Дакоте шоу запретили с концами. В России в своё время также поднимали вопрос по запрету культовых утырков.

Ну а про миллионы жалоб, протестов и исков со стороны родителей и говорить нечего. Офис MTV вагонами их получал. Джадж получал письма с угрозами смерти, MTV жаловалось в полицию, но это не помогало. Поэтому он был вынужден ходить с телохранителем. Но любовь со стороны их детей была куда важнее для создателя, поэтому он продолжал свою кропотливую работу и радовал подростков по всему миру.

Селебрити

Ты удивишься, но у сериала были очень знаменитые поклонники. В их числе был Марлон Брандо, исполнитель Дона Корлеоне в «Крестном отце». Джонни Депп как-то сказал: «Марлон часто пародировал смех Баттхеда, а я был в роли Бивиса — так мы дурачились в перерывах между съемками».

Одним из фанов был создатель «Симпсонов» Мэтт Гроунинг Он даже заявил на одном из интервью, что благодаря Майку и его творению полисмены отстали от его героя Барта, которого постоянно обвиняли в том, что он дурно влияет на подрастающее поколение.

Даже создатели «Южного парка» признавались шепотом, что вдохновлялись этими раздолбаями.

В 1996 году свет увидел полнометражную работу — «Бивис и Баттхед уделывают Америку». В ней у героев похищают самое дорогое, что у них есть, — телевизор. Над озвучкой работали телеведущий Дэвид Леттерман, режиссер Ричард Линклейтер, тогда еще семейная пара Брюс Уиллис и Деми Мур. Это был первый случай, когда к озвучиванию мультфильма привлекли именитых звезд. В дальнейшем это стало трендом.

Наследие

«Бивис и Баттхед» стал одним из первых в американской культуре «мультфильмом для взрослых». Топорный юмор, чернуха, ругань и высмеивание реальных проблем сделало его не просто популярным, а настоящим культом. Скандалы только подогревали интерес к «Бивису и Баттхеду». Сериал настолько взлетел по популярности, что его персонажи трижды оказывались на обложке журнала Rolling Stone.

Первое их появление было 1993 году и стало самым продаваемым выпуском журнала в США. Дальше они оказались на страницах комиксов и побывали не в одной видеоигре.

В каком-то смысле, Бивиса и Баттхеда можно считать прародителями интернет-троллей. Кто-то скажет, что за уши притянуто, но связь определенно есть.

«Бивис и Баттхед» в России

На российских телеканалах Бивис и Баттхед появились в 1998 году на MTV Russia. Как и Джадж в оригинале, у нас обоих озвучивал актер Сергей Чонишвили. Собственно, он и придумал им прозвища Баклан и Пельмень. Переводом серий занимался виджей и голос телеканала Вася Стрельников.

Скажем ему спасибо, ведь благодаря Васе в отечественном сленге появились слова «отстой», «вставляет», «плющит» и «колбасит».

  • Образы «Бивиса и Баттхеда» в российском телевидении можно увидеть в Славике и Димоне из «Нашей Раши». Да и Кекс с Укропом из «Даешь молодежЪ» явно не сами «родились».

В общем, почти 27 лет прошло с дебюта «Бивиса и Баттхеда» на телеэкранах, но с уверенностью можно сказать, что этот сериал до сих пор остается одним из самых смелых в истории американского телевещания. Такой уровень сатиры многие пытались повторить и до сих пор стараются, но в памяти олдырей эти два оболтуса навсегда останутся на первом месте.