Гарри Поттер и смысл жизни: как детская сказка изменила сознание целого поколения

Что мы усвоили из волшебной саги

Истории про «мальчика, который выжил» в 2018-м исполнился 21 год. Дети, которым мамы и папы читали на ночь свеженькие романы о юном волшебнике, уже официально взрослые. Это мы с тобой. Кто из родившихся после 1990-го не читал или не смотрел «Гарри Поттера» и не мечтал получить письмо из Хогвартса?

Интересуется книгами и старшее поколение. Но для ученых, политологов и лингвистов эти книги — не столько о крестражах и патронусах, сколько о противостоянии человека и власти. Семь лет Гарри и его друзья борются со слепым следованием букве закона, бюрократией и давлением авторитетов, и только в самом конце сериала — с живым воплощением зла Волан-де-Мортом.

Шведская журналистка Сусанна Киркегор в статье «Гарри Поттер сформировал политическое поколение» высказала мнение, что вымышленные образы помогли читателям сформировать четкую гражданскую позицию и понять, насколько она важна. Не все с ней согласны — в комментариях некоторые засомневались, что обычная сказка для подростков может всерьез повлиять на образ мышления целого поколения. Отсюда вопрос:

Может ли книга так влиять на людей?

В одиночку художественное произведение, может, и бессильно. Но книг, во-первых, семь. А во-вторых, на их базе возникла целая индустрия! По мотивам романов были сняты фильмы, спроектированы настольные и компьютерные игры, создана социальная сеть, ежегодно проводятся косплей-фестивали и празднуется день рождения главного героя. Мир волшебников, пусть и вымышленный, для многих стал полноправной частью жизни.

Фото
giphy.com

Откуда же такое влияние? Человеку иногда хочется уйти от реальности, ему нужна сказка, в которой он может почувствовать себя свободным и могущественным. Пятьдесят лет назад, после первого полета человека на Луну, люди были очарованы космосом. «Звездные Войны» Лукаса, «Космическая одиссея» Кубрика, «звездный мальчик» Дэвид Боуи задавали тренд — и пытались дать ответ на вечный вопрос «как жить?». Подобным образом в середине 50-х пережившие Вторую мировую войну «спасались» в Средиземье «Властелина Колец».

  • Что интересно: примерно в одно и то же время — с 1999 по 2001 год — вышли первые приквелы к «Звездным войнам» и стартовали экранизации «Властелина колец» и «Гарри Поттера». Премьеры «Философского камня» и «Братства кольца» и вовсе состоялись с разницей в месяц.

Все три фильма — о герое, избранном, чтобы спасти мир от зла с помощью волшебных артефактов и старшего друга-опекуна. В интернете есть много сравнений вселенных волшебников, джедаев и хоббитов. Если опустить детали и второстепенные линии повествования, получим одну и ту же историю в пересказе отдельно для детей, для подростков и для взрослых. 

Почему три таких похожих фильма, первоисточники которых выходили с разницей аж в 20 лет (в 1950-х, 70-х и 90-х), так резко и одновременно появились на экранах? Просто людям разных поколений именно тогда нужна была сказка. Хотелось поставить точку и подвести итог завершившемуся XX веку. Хотелось определиться с дальнейшим направлением. Кто-то считал, что настанет конец света. Творцы надеялись на лучшее и пытались создать хоть какое-то представление о том, что ждет впереди.

Стоп! Что же получается?

На месте «Гарри Поттера» могло быть что угодно?

Безусловно, нет. Да, он похож на другие сказки и во многом повторяет давно пройденные сюжеты. Но у него есть преимущество — современность. В отличие от Средиземья и «далекой-далекой галактики», в этом мире есть хоть какое-то понимание экономики. У людей есть работа, у государства есть система банков. Действие происходит на Земле, а магия подчиняется элементарным физическим законам. И хотя многие волшебники презирают магловское электричество и технику, мир магов и его устройство максимально приближено к нашим, магловским, реалиям. Увы, даже слишком.

  • Стоит лишь отвлечься от волшебных декораций — и вот мы видим крайне нестабильную систему. Главная задача этой мини-вселенной — не выдать себя маглам. А вся деятельность и производство сводятся к банальному удовлетворению бытовых потребностей.

После окончания школы магии и волшебства (всего одна на целую страну!) выпускники идут работать либо в эту самую школу, либо в министерство, либо занимаются предпринимательством — не всегда, к слову, легальным. Хотя есть в этом мире и творческие профессии — писатели, исследователи, журналисты. Но их очень мало.

К слову о журналистике. У населения есть доступ к одной-единственной газете, «Ежедневный пророк», которая отображает точку зрения Министерства. Другие издания, вроде «Придиры», не воспринимаются населением всерьез. Выражаясь научными терминами, у Министерства Магии государственная монополия на СМИ. Выражаясь просто: людям подается всего одна точка зрения, и это не есть хорошо.

Фото
giphy.com

Другая проблема волшебного мира — школы. Все еще жалеешь, что к тебе так и не прилетела сова с письмом из Хогвартса? Может, птичка просто заботится о тебе?

Даже в мирные годы в подвал проник тролль, где-то притаился василиск, учеников то и дело кусают и калечат волшебные существа, а лестницы движутся как им вздумается. И мы еще не говорим о пытках, физических увечьях от учителей, равнодушном отношении преподавательского состава к ежегодно калечащимся ученикам и — о, боже! — квиддиче, на котором можно не только вывихнуть конечности, но и погибнуть.

Полное отсутствие безопасности, стабильности и атмосферы учебы — вот что такое школа волшебства. Обидно признавать, но Хогвартс явно не лучшее место для подростка.

Неужели «Гарри Поттер» настолько плох?

  • Вовсе нет! Сами книги прекрасны! Но описанный в них мир — странный и пугающий. Здесь трудно учиться, трудно сдавать экзамены, трудно найти работу. Везде царит несправедливость и растет уровень преступности.

Как раз таким реальный мир был двадцать лет назад. Поколение миллениалов испытывало постоянный стресс из-за безработицы, роста цен, напряженной политической ситуации и угрозы терроризма. Только вот Хагрид на мотоцикле не прилетал и волшебную палочку не дарил. И тем, кто тогда был нашего возраста и младше, приходилось самостоятельно справляться с тем, что мы называем «взрослой жизнью». И, поверь, там тоже случалось волшебство.

Фото
giphy.com

Чем же «Гарри Поттер» хорош?

Серия книг про мальчика со шрамом на лбу не только учит вечным ценностям любви, дружбы и героизма, но и предлагает семилетний курс выживания подростка в современном мире. Вкратце его уроки можно сформулировать так:

  • Не важно, кто ты, важно — какой ты.

Гриффиндор или Слизерин? Ты ведь наверняка задавалась этим вопросом, когда читала книгу? Может, даже прошла распределительный тест на Pottermore.

На деле ни твое происхождение, ни факультет не имеют значения. Вспомни Перси Уизли (его историю подробно разобрала шведская журналистка, о которой мы говорили в начале). Потомственный гриффиндорец из семьи Уизли, он выбрал карьеру и работал на лживое Министерство.

И пусть он семь лет носил красно-золотой шарф со львом, но тех качеств, что так ценились на его факультете, — храбрости, чести и благородства — у него не было. Перси не уставал пресмыкаться перед своим начальством и престижной должностью дорожил больше, чем своей семьей и самим собой. Серебряно-зеленый шарф со змеей ему бы подошел куда больше.

Фото
giphy.com

То же можно сказать про других героев. Не все слизеринцы амбициозные в худшем понимании этого слова. Вспомни добряка Горация Слизнорта или жертвенного Снейпа. Пуффендуйцы могут быть отважными, как Седрик Диггори и Ньют Саламандер. А вспомнив Златопуста Локонса, ты поймешь, что не все когтевранцы мудры.

  • Не важно, какое у тебя образование. Не важно, кто твои родители. Не важно, какие ярлыки на тебя навешивают. Кем стать — решаешь только ты сам.

Пример из жизни: Джастин Бибер, например, был просто парнем из Канады, который выкладывал ролики на YouTube. А спустя 10 лет, несмотря на постоянную критику, он вырос в самостоятельного и успешного исполнителя. А многие знаменитые рэперы, у которых сейчас огромные состояния, в школьные годы даже обед себе не могли позволить.

Путь наверх (как и вниз) есть из любой точки.

  • Все можно изменить

Давай опять вспомним старосту Перси. Перед битвой за Хогвартс он понимает свои ошибки и примыкает к оппозиции. Снейп просит прощения перед тем, как умереть. Все, кроме упущенного времени и смерти, можно исправить. Этот урок крайне важен для нашего поколения, ведь сейчас невероятно большая конкуренция. 

Пример из жизни: На вступительных экзаменах в университет тебя сравнивают с девятью (!) другими претендентами. Соперничество ведет к боязни сделать что-то не так, ошибиться. Но примеры из волшебного мира говорят нам: нет ничего такого, что нельзя было бы исправить.

 Нужно лишь признать свои недостатки, встать на сторону правды и быть верным самому себе.

  •  Пофиг, пляшем!

Ты когда-нибудь замечала, что чем мрачнее становится повествование в ГП, тем больше внимания уделяется таким мелочам, как веселье, шутки и танцы и прочие «незначительные» события? Правда в том, что эти маленькие радости и держат нас на плаву в тяжелое время. Ученые утверждают, что счастье зависит от нашего отношения к жизни и от того, кого мы держим поблизости. А также от того, как умеем развлекаться: вспомни хулиганов Уизли, которые даже в суровые годы диктатуры Амбридж смогли найти повод для веселья.

И даже находясь в смертельной опасности, можно найти время и возможность поддержать друга – просто быть рядом:

Так что в итоге?

В «Гарри Поттере» нам нравится простой язык, зрелищность и магический ореол. Но не только это притягивает, а еще и, говоря современным языком, жиза. Наблюдая, как подростки без особых умений и знаний, с проблемами в личной жизни все же добиваются своих целей, я думаю, что тоже так могу. 

Наконец-то у нас появился герой, который научил, что все мы можем творить магию — без палочки и заклинаний.

Надо с любовью и уважением относиться к другим, быть верным себе и нести радость в мир — и тогда можно с уверенностью сказать, что шалость удалась.

Фото
giphy.com