История фанфиков: от Мэри Сью в «Шерлоке» до «50 оттенков серого» и «После»

Для всех, кто не представляет своей жизни без фанфикшна 📚

Фанфики считаются частью современной литературы, хотя как явление они появились задолго до «50 оттенков серого», массового помешательства на «Гарри Поттере» и даже олдовых форумов по «Секретным материалам» и «Звездному пути». Известные писатели, чьи книги давно пополнили классику мировой литературы, тоже когда-то были фанфикшн-райтерами (не все, конечно), а античные произведения точно так же домысливались фанатами, как современные фильмы и сериалы.

И пока бедный фибук висит, и мы не можем вернуться к современным фанфикам, мы решили покопаться в истории фанфикшна и нашли там много интересного :) Сейчас расскажем тебе, с чего все началось!

Фото
giphy

От Гомера до Шекспира

Понятия «фанфикшн» не существовало вплоть до середины XX века (мы еще дойдем до этого момента), однако это не значит, что фанфиков до этого не было вовсе. Есть те, кто утверждает, что ранние фанфики — это одни из самых известных культовых литературных произведений. Например, эпопеи Гомера, которые были основаны на устных рассказах, передающихся из поколения в поколение. Или вообще пьесы Шекспира.

Но так как фанфик по сути — переделка канона/персонажей другого автора, то говорить о том, что до XVIII века существовали фанфики, будет некорректно (с юридической точки зрения уж точно). Потому что только в это время появились законы об авторском праве и интеллектуальной собственности.

  • До этого не существовало официальных правил относительно того, что является оригинальным произведением — а значит, ни о каких производных речь идти не может.

Ведь на протяжении многих веков, например, существовало устное народное творчество. В школе это называют любопытным словом «фольклор», но по сути, это истории, которые передавались из уст в уста — и, конечно, они вряд ли сохранили свой изначальный вид много лет спустя. Наверняка каждый хоть как-то, но видоизменял истории в зависимости от того, что помнил/хотел дополнить/чувствовал и так далее. И что, это тоже фанфики? Официально, опять же, нет, но в современном понимании — да.

Фото
giphy

В каждой стране были свои стандартные персонажи, вокруг которых появлялись все новые и новые истории. В России — богатыри и змеи-горынычи, в Англии — добрые самаритяне, пастухи и искусительницы. И все они попадали в разные передряги, и каждый мог придумать с ними какую угодно историю, чтобы, например, развлечь своих детишек перед сном. Во Франции XIII века одним из самых популярных произведений вообще был «Роман о Розе» — произведение, которое в разное время писали разные авторы. Один начинал, другой заканчивал, и так продолжалось довольно долго — всего в этой поэме 22 817 стихов.

Но, снова вернусь к этому, тогда называть это фанфиками никто и не думал, потому что не было не только законов об авторском праве, но и самого понятия «фанаты», которые в данном случае выступают в роли писателей.

Фото
giphy

«Дон Кихот» и его незаконное продолжение

Однако некоторые фанаты не просто додумывали чужие истории и рассказывали их в кругу близких, но и пытались опубликовать свои творения. Вот тебе один вполне успешный кейс — ты наверняка знаешь труд испанского писателя Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Так вот, после того, как он опубликовал первую часть, некий Алонсо Фернандес де Авельянеда представил публике свою версию продолжения, и она даже была напечатана. Сервантеса это, конечно, жутко разлило — а кто не разозлится в таком случае? — но сам факт того, насколько дерзкими фикрайтеры были в то время, и правда забавляет :)

Шерлок & Мэри Сью

В XX веке начали появляться целые сообщества по интересам. Современные фэндомы, которые сейчас почти полностью перенесены в онлайн-среду, тогда, конечно, существовали в оффлайне.

В 1920-х годах поклонники сэра Артура Конан Дойла создали общества Шерлока Холмса в Лондоне и Нью-Йорке. Там они не только обсуждали рассказы любимого автора, но и создавали свои. Например, тогда был создан «Журнал Бейкер-стрит» (англ. Baker Street Journal) — микс научного исследования и чисто фандомного сборника. На собраниях они читали истории о приключениях Шерлока, которые придумали сами. Наиболее популярными оказались работы, в которых появились… Мэри Сью!

Фото
giphy

«Мэри Сью — архетип персонажа, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением»

А если говорить проще, то Мэри Сью — это чаще всего сам автор, точнее, его улучшенная версия. Так, популярными историями тогда были «Моя первая встреча с Шерлоком Холмсом» Эллери Куинн и «Шерлок Холмс в Белом доме». Кстати, истории про Шерлока в Америке в принципе пользовались популярностью, и в какой-то момент по ним даже была напечатана книга с 14 рассказами разных авторов.

Фото
Архивы пресс-служб
Фото
Архивы пресс-служб

Еще один интересный кейс с Мэри Сью (правда, уже без Шерлока) — когда в 1973 года некая Паула Смит написала фанфик по «Звездному пути» под названием «A Trekkies Tale». Там звездный корабль посетила девушка по имени Паула, в которую влюбился весь экипаж. Вот примерно так и происходит со всеми Мэри Сью — на них западают буквально все герои, у них все получается, и из каждой ситуации они выходят победительницами.

Фото
giphy

Научная фантастика и первые публикации

В 30-50-х годах XX века начали появляться сообщества, где собирались любители научной фантастики. Одно из самых известных — Футурианцы — просуществовало с 1937 по 1945 годы. Многие участники этой группы позже стали редакторами и писателями — например, среди них был всем известный Айзек Азимов. А в 1952 вышла первая «фанатская» книга, «The Enchanted Duplicator» Уолта Уиллиса и Боба Шоу.

Это было некое переосмысление реальной книги Джона Баньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну», только мир там был наполнен не обычными людьми, а фанатами научной фантастики. Все персонажи были переименованы и названы в честь участников клуба любителей научной фантастики, который образовался в Лондоне в 50-х годах. Такой вот фанфик в квадрате :)

Фото
Архивы пресс-служб
Фото
Архивы пресс-служб

Но самое интересное, что именно участниками таких коммьюнити и был введен термин «фанфикшн», чтобы разграничить литературу профессионалов и фанатов.

Слэш и «Звездный путь»

В 50-60-х годах начало активно развиваться телевидение, и одним из самых популярных сериалов тех времен, конечно, был «Звездный путь» (Не путать серией фильмов «Звездные войны», иначе Шелдон Купер придет за тобой :). Интересно, что благодаря этому тв-шоу возникло много слэш-фанфиков, и в 1968 один из них даже был опубликован — 105-страничный роман Дженнифер Гаттридж под названием «The Ring of Soshern». В нем Спок и капитан Кирк оказываются вдвоем в заброшенной пустыне и… влюбляются друг в друга.

Фото
giphy

Авторы оригинальных произведений: за vs против фанфикшна

Еще один любопытный момент во всей этой истории — как авторы оригинальных приведений реагируют на творчество фанатов? Тут есть разные мнения. Например, Энн Райс, автор романа «Интервью с вампиром», в свое время активно защищала свои авторские права и утверждала, что фанфики разрушают целостность ее персонажей и истории. В письме к своим поклонникам она заявила:

«Я не разрешаю вам писать фанфики. Персонажи защищены авторским правом. Меня ужасно расстраивает даже мысль о фанфиках с моими персонажами. Мне важно, чтобы вы уважали мои желания».

С тех пор к ней присоединились некоторые писатели, среди которых Андре Нортон, Мерседес Лэки, и Дэвид Вебер. Однако далеко не все настроены так категорично.

Дуглас Адамс, например, утверждал, что фанфики по его произведению («Автостопом по Галактике») расширили его понимание параллельных вселенных и даже увеличили продажи его книг. Джоан Роулинг тоже поддерживает фикрайтеров — она призналась, что ей льстит тот факт, что люди хотят писать свои истории на основе ее романов и персонажей. Но у мамы Ро есть одно условие — фанаты не должны зарабатывать на своих творениях.

Фото
giphy

Фэндомные сайты

Прежде чем появились такие крупные ресурсы, как американский fanfiction.net, Wattpad, Archive of Our Own, русский фикбук и другие, у каждого фэндома был свой сайт. Да, отдельный для каждого фильма и сериала. Сейчас звучит немного безумно, если представить, на скольких сайтах приходилось бы зависать нам, учитывая количество крутых тв-шоу, по которым нам хочется читать фанфики. Но в те времена их было гора-а-аздо меньше, так что, наверное, проблем не возникало.

  • Как только киноиндустрия начала заметно расширяться, и фанфикшн-райтерам понадобилось больше пространства для творчества, начали появляться сайты, где было собрано сразу много разных фэндомов.

Забавно, что некоторые олдовые сайты еще работают. Вот, например, такой по сериалу «Секретные материалы» — он не обновлялся с 2014 года, а существовать начал, наверное, еще в начале 90-х. Выглядит неудобно, зато какая богатая коллекция! И сколько воспоминаний для участников :)

Фото
Pinterest

Наши дни

Что сказать о состоянии фанфикшна на сегодняшний день? Он популярен настолько, что некоторые фанфики превращаются в книги, а потом по ним снимают фильмы-бестселлеры. Да, «50 оттенков серого» (бывший фанфик по «Сумеркам») и «После» (бывший фанфик про Гарри Стайлса) — это не образцы крутой литературы, но популярность у них и правда бешеная. Так что смело пиши, и кто знает, может, ты будешь следующей, чей фанфик приобретет мировую известность!

Фото
Pinterest