Да, в Южной Корее много всего классного и крутого — та же волшебная уходовая косметика — но, согласись, одной из самых ярких ассоциаций страны не просто так считается их блестящая, хорошо подготовленная на экспорт поп-музыка.

Явление популяризации и восхваления за рубежом к-попа в итоге стали называть «волной Халлю». Почему же для поп-музыки подобрали свой термин?  Потому что корейцы придумали нечто, с чем сегодня считается весь остальной мир! С начала 90-х к-поп постепенно превратился в отдельное направление искусства, а с годами лишь набрал силу и влияния.

 Прошло много лет, компании и айдолы менялись, учились новому и совершенствовались во всем: музыке, звучании, стиле, ориентирах, внешнем виде и т.д. Все описать мы тебе не сможем, потому что на сбор и подготовку такого материала придется потратить слишком много времени, но краткий экскурс в историю к-попа все-таки проведем.

Начало 90-х: группа Seo Taiji and Boys

И хотя отследить появление представителей этого музыкального жанра невозможно (давно это было, да и особо никто не следил), а вот сказать точно с кого начался такой привычный нам формат к-попа можно. В начале 90-х этот жанр, в том виде, в каком мы его знаем, официально расцвел после дебюта одной конкретной группы — Seo Taiji and Boys. До них все как-то слушали либо американскую музыку, либо японскую. Никому и в голову не приходило придумать что-то свое.

А вот после снятия Кореей в 1988 году ограничений на поездки для своих граждан, музыкантам стало намного проще исследовать и использовать музыкальные элементы из других культур и зарубежных стран. Творческие натуры, покатавшись по миру и послушав разную музыку, приезжали на родину и начинали экспериментировать. В какой-то момент так и появились Seo Taiji and Boys.

В своей музыке парни показывали невероятное комбо из рэпа, рока и техно, разбавляя все это чем-то таким типично корейским. Три молодых парня перевернули музыкальную индустрию Южной Кореи — они быстро набирали популярность не только из-за нового звучания, но и благодаря текстам своих песен, в которых рассказывали о проблемах корейского общества. Знакомая схема, не правда ли?

Именно после расцвета этого трио, начали образовываться компании, которые придумали новый термин исполнителей — айдолов. Что в конечном итоге и превратилось в «культуру айдолов», которую мы знаем сейчас.

Вторая половина 90-х: появление айдолов и первых k-pop бойзбендов

Давай вспомним, а кто же такие айдолы? Артисты с большой и преданной фанбазой, которых агентство сначала находит, а потом обучает танцам, вокалу и всем другим аспектам перформанса. Конечно же, существует целый ряд строгих правил, которым должны подчиняться трейни — так стали называть айдолов-новичков, обучающихся в компании. После стажировки айдолы обычно заключают длительные контракты со своими компаниями. Но не так просто пробиться к славе, далеко не все желающие в конечном итоге добиваются успеха и дебютируют.

Часто обучение айдолов начинается еще в подростковом возрасте, когда потенциальные артисты еще ходят среднюю школу, чтобы начать оттачивать мастерство выступлений как можно раньше. Вряд ли, конечно, такой подход к «созданию» суперзвезд локализовано только для к-поп артистов, но именно в Корее это очень распространено. Некоторых айдолов агенты компаний вербовали будущих звезд на улицах, а кого-то даже долгое время преследовали!

Заметив небывалый успех «Со Тайджи и Мальчиков» в конце 90-х на мировую сцену вышли три музыкальные компании: SM Entertainment (или SM Town), YG Entertainment, основанная Ян Хёнсоком, и JYP Entertainment, созданная J.Y. Паком. Знакомые названия, скажи?  Они были первыми крупными лейблами, они же установили проверенный временем процесс создания айдолов, который и сегодня остается такой успешной формулой.

SM Entertainment взяли на себя ответственность и первые создали именно «к-поп группу». Назвали H.O.T. и выпустили в 1996 году (они, кстати, до сих пор выступают). Тогда-то фанатов и начали баловать разнообразием, которое могло предложить им агентство. Состоящий из пяти разных певцов (которые, кстати, тоже умели танцевать), бойзбенд мог угодить вкусам любого фаната: симпатичные мемберы (так называют участников к-поп групп), красочная одежда и фанк-биты, которые мог понять и полюбить абсолютно каждый. Сразу после официально первого к-поп бойзбенда начали появляться и другие: Sechs Kies, S.E.S., Fin.K.L, NRG, Taesaja, Shinhwa. Так называемое первое поколение айдолов.

Шло время, фанаты становились все привередливее. Поэтому компании начали смешивать стили и жанры в группах, выпуская бойзбенды, например, нацеленный на хип-хоп или исключительно на поп-стиль. Но уже ближе к 00-м к-поп группы, состоящие исключительно из парней, перестали всецело удовлетворять потребности фанатов. Индустрия развлечений требовалась в реформе, а фанатам хотелось увидеть айдолов-девушек.

Начало 00-х и по сей день: k-pop герлзбенды

Именно в 00-х дебютировала многообещающая Квон Бо А, также известная как южнокорейская мегазвезда БоА. SM Entertainment обратили внимание на девушку еще в 1998 году, когда та сопровождала своего брата на шоу талантов. БоА была трейни два года, прежде чем официально дебютировать. Сначала 00-х айдол выпустила почти два десятка альбомов, оставив свой след в индустрии и заработав титул «королевы к-поп».

И она была только началом! Вскоре стало появляться большое количество женских групп. Одним из таких первых, популярных и неподражаемых девичьих коллективов стали Girls' Generation. Их трек Gee завирусился за рубежом в 2009 году, открыв Западу к-поп и породив новые концепции женских групп, которые в конечном итоге уступили место таким герлзбенд-гигантам, как 2NE1 и Wonder Girls, а затем и современным Red Velvet и Blackpink.

По мере того как к-поп айдолы продолжали оттачивать свое мастерство, влияние некоторых из них стало эхом отражаться по всему миру, а количество западных фанатов увеличилось в несколько раз. Вскоре айдолы из причудливых корейских исполнителей стали национальным достоянием, а мир подсел на «иглу к-попа», полюбив и приняв этот жанр музыки. Помнишь, как в 2013-ом всем мы заслушивались I Am The Best от 2NE1? Можно сказать, что этот герлзбед был первым в истории к-попа, кто решился отойти только от поп-музыки и добавить себе хип-хоп звучания и рэепа. А спустя время появились такие же дерзкие f(x), вызывающие любопытство фанатов, которые жаждут услышать что-то отличное от «попсы» на радио.

Феномен Gangnam Style

PSY — певец, рэпер, автор песен и продюсер, который дебютировал как айдол в 2001 году со своим альбомом Psy from the Psycho World! В 2012 году PSY добился международной известности, когда его песня Gangnam Style стала вирусной и популярной. Клип на эту песню был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как первое видео, которое достигло 1 миллиарда просмотров на Youtube. Сегодня Gangnam Style посмотрело уже 3,1 миллиарда человек. И это достижение PSY также было занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как самое популярное видео в то время.

Он также исполнил эту песню на Таймс-сквер в Нью-Йорке в канун Нового 2013 года, перед живой аудиторией, насчитывающей более миллиона человек. PSY считается первым к-поп исполнителем, добившимся такого успеха в музыкальной индустрии Запада. Собственно, он и сыграл большую роль в ознакомлении мира с современной Кореей. Певец был награжден орденом за культурные заслуги Министерства культуры, спорта и туризма Кореи в знак признания его культурных достижений.

Настоящее время: эра BTS (и не только)

Эволюция к-попа, как согласятся многие из вас, завершилась успехом одной из самых больших сенсаций в Южной Корее всех времен — появлением BTS. Бойзбенд, возглавляющий чарты, побил рекорды и стереотипы как в своей стране, так и за рубежом. Например, в мае 2018 года альбом BTS Love Yourself: Tear занял первую строчку в чарте Billboard 200, что красноречиво говорит об их влиянии, к июню 2018 года группа была названа одной из 25 самых влиятельных групп, а в 2020 году BTS и вовсе стали Артистом Года по версии журнала Time!

В чем секрет такого невероятного успеха, спросишь ты. А все просто. BTS поставили перед собой задачу построить модель, похожую на группу, с которой все началось — с Seo Taiji and Boys. Спустя годы именно бантаны стали первыми в своем поколении, кто снова решился петь о более серьезных вещах: отношениях, социальном давлении и других человеческих проблемах, вдохновленные всем, от философии Юнга до мечт полететь в космос.

И хотя BTS — продукт и результат усовершенствованной «формулы успеха», группа все равно бросила вызов всей индустрии к-попа своей готовностью говорить о таких важных на сегодня вещах, как психическое здоровье и политика. Бантаны первыми достигли такого уровня международной известности. Бойзбенд собрал действительно огромную армию фанатов — которых и назвали АРМИ.

Да, популярность к-попа очень выросла со времен его основания, но когда дело доходит до вручения наград, айдолы часто оказываются в категориях чуть ниже — несмотря на то, что это такая же поп-музыка, созданная в Корее, а не совершенно другой жанр. Но опять же, современное поколение айдолов смогло изменить эту несправедливость. Например, на MTV Europe Music Awards (MTV EMA) 2020 Бантаны BTS получили целых пять наград за категории: «Песня года», «Артист года», «Альбом года», «Лучший танец», «Выбор пользователей сети». А песня BLACKPINK в коллабе с Селеной Гомес стала единственной к-поп композицией, попавшей в рейтинг лучших коллабораций в поп-индустрии за 2020 год по версии журнала Rolling Stone.

И это все — только начало! В чем самая главная фишка к-попа? В том, что они могут предоставить продукт на любой «вкус и цвет». Именно это и отличает корейскую индустрию развлечений от западной, например. Да, Ариана Гранде, Бейонсе, Тейлор Свифт, Билли Айлиш и другие гиганты американской поп-музыки все еще на высоте и корейские айдолы не всегда могут наравне с ними бороться на премиях. Но все это дело времени. Пройдет еще несколько лет и к-поп исполнители встанут с ними рядом. Вот увидишь. 😊