Как «Магическая битва» и «Человек-бензопила» перевернули мир манги и аниме

Сёнэн уже давно стал для западной аудитории синонимом к аниме. Неудивительно: многие популярные сериалы от «Наруто» до «Атаки титанов» выполнены именно в этом жанре. Они не просто так оказываются во всех топах — все благодаря шаблонам, которые в индустрию привнес «Драконий жемчуг». 

Сёнэн сложился как жанр для мальчиков-подростков. Главным героем выступает тот, с кем юный читатель мог бы себя ассоциировать, — парень-тинейджер. Он добрый, наивный, смелый и, конечно, обладает необычайной силой, которая поможет добиться глобальной цели. 

На пути к ее достижению главному герою придется пройти череду сражений, поставить под угрозу свое мировоззрение и духовно вырасти. Его спину всегда будут прикрывать друзья и девушка, которая обычно представляет собой любовный интерес. 

По этим канонам создаются сёнэн-манги в разных журналах. Такой подход гарантирует успех и выход аниме-адаптации, следовательно, и рост популярности. Однако аудитория перенасытилась похожими по концепту тайтлами, и ей захотелось чего-то нового. Ждать долго не пришлось: в 2018 году Shonen Jump выпускает «Магическую битву» и «Человека-бензопилу». И они начинают ломать рамки жанра. 

Человек-бензопила: много цинизма и никакой цензуры

Как «Магическая битва» и «Человек-бензопила» перевернули мир манги и аниме

Сюжет «Человека-бензопилы» на первый взгляд схож с обыкновенным сёнэном: главный герой-подросток обретает силу демона и теперь вместе с новыми товарищами должен победить главного злодея. Но Тацуки Фудзимото, автор манги, умело добавляет своей работе реализма и доводит до абсурда клише сёнэн-манги. 

Он создает совершенно не типичного для сёнэна главного героя — Дэндзи. Он сирота, вынужденный выплачивать долги отца, за которые и умирает. Дэндзи спасает его единственный друг демон-пес Потита, заменив собой сердце героя. У Дэндзи приземленные мечты: вкусная еда, комфортный сон и физическая близость с девушкой. Преследуя их, он присоединяется к Бюро Общественной Безопасности и сражается с демонами. 

Фудзимото раскрывает Дэндзи как неэмпатичного человека без каких-либо моральных принципов: в битве с демонами он кидается машинами с людьми, а в любовных похождениях ищет близости с каждой встречной. Вместе с тем Дэндзи искренний, наивный и экспрессивный. В ходе сюжета он обретает новые связи и понимает, что его истинная мотивация — эмоциональная близость с кем-то.

Полная противоположность Дэндзи — его друг Аки Хаякава. Он единственный персонаж манги с типичной мотивацией — месть за близких. Он также проходит собственный путь, в ходе которого привязывается к Дэндзи и Пауэр и обретает новую семью в их лице, которую теперь хочет защитить. Через Аки Фудзимото раскрывает тему ценности жизни.

Третья героиня в команде — Пауэр, демон крови — отличается от типажа подруги-любовного интереса. Она агрессивная, вызывающая и грубая, а между ней и Дэндзи возникает крепкая эмоциональная, но не романтическая связь. В одном из интервью Фудзимото признавался, что, создавая образ Пауэр, вдохновлялся Эриком Картманом из «Южного парка».

Как «Магическая битва» и «Человек-бензопила» перевернули мир манги и аниме

«Южный парк» вдохновлял автора не только при создании героини. «Человек-бензопила» изобилует пошловатыми шутками, по-настоящему отвратительными сценами и графической расчлененкой. Тотальное отсутствие цензуры позволяет Фудзимото показывать такое, что не ожидаешь увидеть в манге в жанре сёнэн. 

На фоне всех кровавых сцен еще ярче воспринимается рефлексия героев после трагических событий. Смерть товарищей не наделяет Дэндзи новой силой, напротив, он чувствует непонимание и опустошение. Подчеркивая состояние героя, Фудзимото снижает динамику, присущую экшн-сценам, повествование будто замедляется.

Ну и небольшой спойлер для тех, кто еще не прочитал мангу. Финал «Человека-бензопилы» также резко отличается от обыкновенного сёнэна: главный злодей оказался не главным, а настоящая опасность таилась совсем рядом.

«Магическая битва»: размышления о жизни и смерти и серая мораль

Как «Магическая битва» и «Человек-бензопила» перевернули мир манги и аниме

«Магическая битва» тоже начинается как обычный сёнэн. Юдзи Итадори, ученик средней школы, узнает об опасных для людей проклятиях. Спасая своих друзей, он жертвует собой, но на самом деле обретает силу могущественного древнего демона, Двуликого Сукуны. Так Юдзи попадает в Магический колледж, и у него появляется необычная цель: собрать все пальцы демона, а затем умереть вместе с ним. Не то, что ожидаешь от сёнэна, не так ли?

Команда Итадори тоже собрана по всем канонам сёнэнов: противоположный по характеру и мировоззрению Мэгуми Фусигуро, дерзкая Нобара Кугисаки и непобедимый наставник Сатору Годзё. За такой набор «Магическую битву» часто обвиняют в копировании «Наруто».

Ее автор, Гэгэ Акутами, знает, что тайтлы похожи, и любит пошутить над этим. Например, в арке обмена со школой Киото Юдзи знакомится с Тодо, который должен убить главного героя. Однако во время битвы они сдружились, но не из-за нелегкой судьбы, а из-за типажа женщин.

Гэгэ Акутами по-доброму смеется над клише сёнэн-манги. Боевая система в «Магической битве» позволяет персонажам озвучивать свои способности вслух для усиления их эффективности. Это не только помогает зрителям понять умения героев, но и оказывается камнем в огород тайтлов, где соперники раскрывают все свои силы друг другу. 

Заключенный в Юдзи Сукуна не стремится стать другом для главного героя или помогать ему. Напротив, он не упускает случая посмеяться над Итадори или даже помешать ему. Остальные антагонисты серии обсуждают свои злодейские дела не в темных пещерах, а на пляже в пестрых гавайских рубашках.

Как «Магическая битва» и «Человек-бензопила» перевернули мир манги и аниме

Злодеи в «Магической битве» сами по себе отличаются от тех, кого зрители привыкли видеть в сёнэнах. Они представляют из себя проклятия, сформировавшиеся из негативных эмоций людей. Проклятия не «злые» в прямом смысле этого слова, а движет ими не тяжелое детство или смерть близких. Они опасны для человечества, просто потому что это в их природе. 

Мангака поднимает и серьезные темы — вопросы о ценности жизни и неизбежности смерти. В начале «Магической битвы» умирает дедушка Юдзи. Он просит главного героя не тратить жизнь напрасно и помогать окружающим, чтобы не встретить смерть в одиночестве. 

Раз за разом Гэгэ помещает Итадори в ситуации, когда его ценности ставятся под сомнения. Встречая сильного соперника, Юдзи боится умереть, но понимает, что только он может избавить мир от Сукуны. Главный герой способен к рефлексии и в ходе повествования приходит к реалистичному взгляду на мир: нужно делать то, на что он способен, а некоторые мечты несбыточны.

Так почему сёнэны «нового поколения» пользуются популярностью?

Как «Магическая битва» и «Человек-бензопила» перевернули мир манги и аниме

«Магическая битва» и «Человек-бензопила» завоевали сердца анимешников по всему миру не просто так. Типичные сёнэны себя исчерпали, а аудитория готова к тайтлам с новыми, более глубокими мыслями. Тацуки Фудзимото и Гэгэ Акутами показали свежую картинку —  искреннюю, динамичную, мрачную, местами смешную или мерзкую. Сёнэны «нового поколения» предоставляют своим зрителям пищу для размышлений и рефлексии в яркой обертке, а это именно то, что любит современная аудитория.