Личный опыт: «Школьная форма не решает проблемы – она их создает»

Сторонники формы говорят, что она помогает скрыть разницу в семейных бюджетах и сгладить неравенство. Fashion-редактор Даша Краснова категорически с этим не согласна.

Иногда вспоминаешь что-то из прошлого  – и происходит какое-то осознание. Начинаешь понимать причинно-следственную связь того, что случается в твоей жизни. Вот, например, вспоминая свое отношение к школьной форме, я начинаю думать, что в fashion-журналистике работаю не просто так.

Надо ли говорить, что системность и официоз я ненавидела буквально всегда? В четвертом классе я устроила первую забастовку, променяв синенький сарафан на джинсы и красную футболку. В шестом навсегда отказалась от кос. В седьмом воевала с директрисой по поводу форменной жилетки  – все были обязаны ее носить, но я отчаянно шла против правил.

школьная форма
Фото
giphy.com

А еще я одной из первых начала носить зауженные брюки, которые все учителя называли то колготками, то джинсами. От отчисления меня спасала только успеваемость. И, честно признаться, я до сих пор не понимаю, зачем было загонять нас в такие рамки, когда главное в обучении  – то, что остается у тебя в голове?

Люди, которые уверяют, будто школьная форма уравнивает детей – настоящие глупцы. Даже если все будут одеты одинаково, они все равно будут прекрасно понимать, у кого какой социальный статус. Да, это ужасно. Но это правда.

Школьная форма не решает проблему «классовой разобщенности».

И чтобы эта разобщенность была меньше, вероятно, менять нужно что-то свыше  – ведь рыба гниет с головы.

школьная форма
Фото
giphy.com

В моей жизни было две школы, и вторая была гимназией с религиозным уклоном. Директор придерживалась раздельного обучения (то есть мальчики отдельно от девочек) – и в этом были свои плюсы и минусы.

Минус заключался в том, что девочкам постоянно навязывали «моду» на платья и юбки, потому что «настоящая женщина» ходит именно в платьях и юбках. Даже если холодно. Как ты можешь догадаться, все традиционное зачастую пронизывают сексистские стереотипы.

А чтобы быть «настоящей женщиной», не обязательно придерживаться каких-то особых правил, кроме как «быть собой».

Даже если отвлечься от рассуждений о сексизме, холод, по-моему, вполне приемлемый аргумент в пользу брюк. Странно, что наши учителя его игнорировали. А приходить в рейтузах и целую вечность переодеваться в маленькой раздевалке, ясное дело, никто не хочет.

Нет, нас не тиранили и из класса не выгоняли, но хватало и комментариев в духе «брюки – это не ок». Зато учителя всячески поощряли и осыпали всевозможными комплиментами учениц, которых приходили «нарядные»  – то есть в любом красивом платье и с прической. Вот и получался в итоге эдакий отряд на каблуках.

Потому что социум во многом формирует твое мироощущение. Потому что следование норме делает жизнь проще.

Даже по учебным вопросам у нас меньше «тыркали» тех, кто соблюдал школьный дресс-код. И даже я, любитель дерзкого стиля и кожаных лосин, на время превратилась в фифу.

школьная форма
Фото
giphy.com

Но школа закончилась, со временем вся эту шелуха стала опадать. С возрастом лучше начинаешь лучше узнавать себя и понимать, что тебе действительно нравится, а что было навязано кем-то. Нужно ли говорить, что милые девочковые платья я никогда больше не надевала? Только строгая женственность.

И только когда я сама захочу, а не когда кто-то мне скажет.