Кто создает компьютерные игры?
Фото
Midjourney | theGirl

Кто такой геймдизайнер? 

Геймдизайнер — это сложная синтетическая профессия, которая требует большого спектра навыков. Можно сравнить с режиссером фильма, который сам по себе не актер, не сценарист, не оператор, но должен координировать работу команды, чтобы получилось достойное произведение. Главная задача геймдизайнера — создать такую игру, чтобы она сохранила свою идею, чтобы в нее хотелось играть, хотелось к ней возвращаться.

Игру создает группа людей — они все геймдизайнеры? Или над игрой работают представители различных профессий?

Над игрой работают самые разные специалисты. Геймдизайнер придумывает идею игры, механики, сюжетную линию. Художник разрабатывает то, как игра будет выглядеть — визуальную атмосферу. Программист все это реализует и добивается, чтобы игра была легкой, быстрой, запускалась на любом устройстве. И, наконец, есть целая группа специалистов, которая отвечает за то, чтобы игра получила свое внимание у потенциальных игроков и продалась.

Кто создает компьютерные игры?
Фото
Midjourney | theGirl

Какими навыками должен обладать геймдизайнер? 

Для того чтобы работать с такой многосоставной командой, геймдизайнер должен понимать специфику работы каждого участника. Он не обязан быть художником, но безусловно должен отличаться хорошим визуальным вкусом и уметь профессионально поставить перед художником задачи, а после — дать обратную связь.

Он не обязан быть программистом и работать в движке (движок — это специальная программа, в которой делаются игры), но было бы неплохо, если бы он мог самостоятельно собрать core-механику и протестировать ее. Программистские навыки сильно помогают. 

Помимо специфических навыков, вроде сценаристики, level-дизайна или баланса, очень важна работа с командой. Важно не просто придумать свою идею, а донести ее так, чтобы ее поняли и повторили в точности. Важно поддерживать общий дух в команде, общее взаимопонимание — все те soft skills, про которые столько говорят в последнее время.

Кто создает компьютерные игры?
Фото
Midjourney | theGirl

А помимо этого есть и верхнеуровневые навыки, которые очень важны в профессии. Наиглавнейший — системное мышление. Один мой коллега Александр Минкин предпочитает разделять геймдизайнеров и гейм-воркеров. Если человек просто способен сидеть и дописывать диалоги в игре или расставлять на уровни какие-то препятствия — это, по его мнению, гейм-воркер. Такой работяга геймдева.

А вот человек, который способен придумать игру в целом и удерживать все ее особенности и элементы — это собственно дизайн, высокоуровневое проектирование. Поэтому я учу своих студентов системному мышлению. Этим, конечно, трудно увлечь человека, если он не идет на философский факультет, однако на примере геймдизайна получается куда увлекательнее.

Важно ли самому играть в игры? 

Одна из самых приятных сторон работы геймдизайнера — игровая эрудиция. Важно обладать наигранностью. Всегда лучше поиграть в 300 разных игр разных жанров по несколько часов, чем по 300 часов в несколько игр одного жанра. 

Кто создает компьютерные игры?
Фото
Midjourney | theGirl

Это правда, что в геймдеве, как и в целом в IT, больше мужчин? 

Из большинства IT-сфер геймдев — один из самых дружелюбных к женщинам. Я знаю компании, в которых совершенно справедливое распределение: половина женщин, половина мужчин. Пока перекос, конечно, все равно сохраняется, хотя среди моих студентов соотношение уже обратное.

Есть ли лайфхаки для входа в профессию?

Я бы сказал, что лайфхаков не существует. Есть различные подходы. Они заключаются в том, что нужно не просто много играть в разные игры, но и пытаться понять, как каждая из них устроена и чем отличается от других. Понимать такие вещи гораздо легче, если вы обсуждаете с другими заинтересованными людьми. Разговор с другими геймдизайнерами об устройстве игр —  крайне полезное занятие.

Это как раз то, что, в том числе, дает Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters: участники не только общаются между собой, создавая своего рода новое геймдев-коммьюнити, но и получают высококвалифицированную обратную связь от ведущих экспертов рынка — высокоуровневых специалистов, которые обычно не консультируют начинающих геймдизайнеров. 

И, конечно, важно пытаться разрабатывать. К счастью, сейчас вход в индустрию стал проще, потому что есть огромное количество игр с мощнейшими встроенными редакторами, позволяющими собирать там самые разные уровни. Это гораздо легче, чем с нуля собрать что-то в собственном пространстве, а опыт дается вполне сильный.

Кто создает компьютерные игры?
Фото
Midjourney | theGirl

На каких геймдизайнеров стоит ориентироваться? 

Наиболее известен, конечно, Хидэо Кодзима. Но важно помнить: в 1990-е индустрия была совершенно другой. Она уже пережила кризис 1980-х, но это все еще было не самое заполненное, даже дикое пространство, в котором можно было экспериментировать. Так что среди известных имен в основном будут авторы, которые начали создавать себе реноме в прошлом: Сид Мейер, Джон Ромеро, Кен Левин.

Сегодняшнюю индустрию можно сравнить с Голливудом — довольно трудно представить себе начинающего режиссера, который с ноги врывается в пространство современных фильмов и становится более известным, чем уже признанные авторы. Приходится считаться с тем, что это сложная индустрия со своими отстроенными и довольно эффективными технологиями, с неочевидными со стороны правилами. 

Впрочем, позапрошлый год подарил нам две удивительных по сложности сюжета игры, повлиявших на подход к жанру. Любопытно, что это игры, ставшие первым опытом создателей: Disco Elysium и созданная сибирской студией «Жизнь и страдания господина Бранте».