Мама, я фикрайтер: как авторское право мешает зарабатывать на фанфиках

В Международный день авторского права рассказываем, почему на фанфиках нельзя зарабатывать так же, как на фан-артах.

Ты когда-нибудь читала фанфики? А может, даже занималась их написанием? Как фикрайтер со стажем, могу подтвердить, что дело это отнюдь не такое простое, как может показаться на первый взгляд. И признание фикрайтеры получают далеко не всегда. Некоторые авторы книг очень негативно относятся к такому виду фанатского творчества и всячески запрещают распространение фанфиков по их романам. В число таких авторов входят Дж. Мартин и Джоан Роулинг. Хотя, стоит признать, другие авторы не так категоричны и признают фанфики как вид творчества.

Но достаточно ли бывает одного признания? Как и все творцы, фикрайтеры тоже хотят получать не только лестные отзывы. Иногда материальная поддержка мотивирует не хуже страничных отзывов на особо понравившийся фанфик. Ну а что, за фанарты платят, а мы чем хуже?

Решив изучить вопрос с законностью оплаты и вознаграждения труда фикрайтеров, я обратилась к международным документам об авторском праве.

И вот что мне удалось выяснить.

И фанфикшн и фанарты нельзя продавать

Да, вот так все строго оговорено законом. И в российском законодательстве и в международных договорах есть положения, закрепляющие права автора исходного произведения – будь то книга, сериал или фильм.

Авторское право распространяется и на персонажей.

Даже если ты вдруг нарисовала Микки Мауса, а потом продала принты с его изображением, или написала и выпустила фанфик о Корре в бумажной версии на Amazon, то будь готова, что однажды тебе может прийти повестка в суд за такое нарушение.

Почему тогда на тамблере полно аккаунтов, распространяющих фан-арты?

Да, художники часто прибегают к продаже своих произведений. Законно ли это? Нет, но почти все артеры, занимающиеся распространением своего творчества, осознанно идут на риск. Дело в том, что большие компании (вроде Disney, Nintendo или Marvel) не будут выслеживать каждого художника в интернете и вступать в сотни и тысячи судебных разбирательств только из-за того, что кто-то решил продавать принты с Черной Вдовой в стиле аниме.

Многомиллионным компаниям обычно нет дела до обычных людей, чем и пользуются художники.

Но можно ли легально продавать фанарты или публиковать фанфикшн?

Да, такое тоже возможно. Для этого необходимо приобрести права на определенных персонажей, которые задействованы в твоей истории или которых ты будешь рисовать в своих артах. Только придется выложить очень немаленькую сумму.

Например, Disney готовы предложить взять персонажа в «аренду» за 100,000 долларов на срок от 1 до 3 лет, а также 10% от суммы каждой продажи.

Естественно, обычные фикрайтер и художник не могут потянуть такую сумму – это просто невыгодно. А значит, остается зарабатывать нелегально или не зарабатывать совсем.

Но можно обойти закон и по-другому. Например, сайт Patreon.com разрешает платить не за работу, а за труд. Ты просто направляешь деньги автору, например «на еду» или «на творчество», а тот взамен может предложить тебе свой арт или написанную специально для тебя историю. Формально, это не продажа, а обмен, так что тут все законно и прозрачно. Авторские права не нарушаются, а деньги на счет все-таки поступают.

К сожалению, для фикрайтеров эта платформа работает пока не так успешно, как хотелось бы. Художникам или ютьюберам донатят с большей охотой, чем писателям, и дело тут уже в общественном мнении.

Почему-то работа фикрайтера считается чем-то само-собой разумеющимся и не требующим особых интеллектуальных затрат и умений.

Ведь чтобы нарисовать, нужно образование, опыт и талант, а что нужно для писательства? Да каждый может историю сочинить!

Отдельного упоминания заслуживают и сайты, на которых публикуются фанфики. У русскоязычного интернета есть «Книга Фанфиков», а у англоязычного – AO3. И если на «Книге Фанфиков» можно указывать реквизиты для Яндекс.Деньги, то на AO3 запрещено публиковать ссылки на электронные кошельки или тот же Patreon. Все из-за юридической оговорки: на сайте AO3 указано, что этот сайт является некоммерческим. Таким образом, любая попытка заработать с публикуемого там материала приравнивается к нарушению и чревата удалением работ автора.

Так что для тех, кто пишет фанфики, путь к донатам и безбедному заработку с помощью творчества обычно закрыт. 

Но есть ли другие пути у фикрайтеров?

Да. Как ни странно, некоторые произведения могут быть опубликованы и напечатаны. Например, к тебе не будет претензий, если ты решишь опубликовать фанфик на произведение, на которое уже истек срок авторского права.

По законодательству, автор произведения и персонажей имеет на них полное право только при жизни, а его наследники – только в течении следующих 70 лет.

По истечению этого срока, все книги/фильмы/сериалы , а заодно и персонажи из них, становятся общественным достоянием.

Примеров успеха таких «фанфиков», которые стали самостоятельными книгами довольно много. Отдельно хотелось бы выделить прекрасную Мадлен Миллер и ее «Песнь Ахиллеса» и «Кирка». Обе эти книги, написанные просто потрясающим литературным языком, являются своего рода фанфикшеном и очень сильно основаны на «Иллиаде» и «Одиссее» Гомера. Тем не менее, заимствованные персонажи приобрели собственные истории и полюбились сотням тысяч читателей по всему миру.

А сколько было книг о попаданцах в миры «Гордости и предубеждения», где героиня вдруг оказывалась в объятиях мистера Дарси?

Но если все-таки тебе ближе фандомы сериалов и фильмов, вышедших относительно недавно, то вот еще один лайфхак, как заработать на своем умении писать: просто замени имена героев из сериала или кино на вымышленые, и у тебя получится отдельная история с оригинальными персонажами.

Таким образом были написаны известные романы «50 оттенков серого» и «После».

Плюс, как у автора идеи и оригинальной истории, у тебя больше прав, чем у обычного фикрайтера.