Минобрнауки предложил несколько проектов новых федеральных государственных образовательных стандартов, среди прочего, преобразования должны коснуться и преподавания литературы. Предлагаемый текст стандарта вызвал серьезное недовольство среди словесников на всех уровнях образования. В официальном письме Гильдии словесников говорится:

«Документ грубо нарушает права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до 6 класса. Приняв новый стандарт, Министерство образования дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений». 

Новый ФГОС по литературе: печальная новость для гуманитариев
Фото
tumblr.com

Что же конкретно им так не нравится?

Проблема в том, что новый стандарт предполагает изменение подхода к преподаванию литературы школьникам 5-9 классов: вместо требований того, чему должны научиться школьники, документ регламентирует авторов и произведения, практически не оставляя преподавателю выбора. 

А что плохого в том, что все школьники будут читать одно и то же?

И разве раньше было не также? Не совсем. В существующем ФГОСе не было списка литературы, он содержал лишь рекомендации и приложение в виде учебной программы с произведениями и авторами. Программа также носила лишь рекомендательный характер. В то время как в новом стандарте содержится подробный список того, что и как школьники должны прочитать в обязательном порядке, да еще и с точным указанием класса.

Новый ФГОС по литературе: печальная новость для гуманитариев
Фото
tumblr.com

Кандидат педагогических наук Татьяна Рожкова объясняет: «Cуществующий стандарт нацелен именно на формирование умений, литературное развитие ребенка, а рабочая программа помогает учителю учитывать индивидуальные особенности школьников. Опасения, что преподавать литературу будут кто в лес, кто по дрова, безосновательны: учитель понимает, какую роль играет то или иное произведение, какое актуально, что может заинтересовать учеников».

«Вариативность позволяет учителю подобрать такие книги, которые могут вызывать у ребенка интерес к размышлениям и чтению».

Почему тогда Минобр так меняет привычный нам образовательный стандарт? Создатели, к несчастью для словесников, считают новый вариант законопроекта более грамотным. Министр образования Васильева убеждена, что новая интерпретация ФГОСа заставит детей читать больше и вернет уровень грамотности на отметку СССР (образование в Союзе считалось лучшим в мире). Но преподаватели не согласны, на их взгляд, документ лишает их творческой свободы и ограничивает в методиках преподавания.

В ближайшее время пройдет заседание Совета по стандартам, на котором будет окончательно решена судьба уроков литературы в средних школах. Ждем новостей.