Полет ТАРДИС и рев Годзиллы: как создавались культовые звуки из кино

Известные картины без этих эффектов были бы не столь легендарными 🎬📡

Увы, в нашем мире не летают машины времени и не бегают Чубакки. Звукорежиссеры не могут записать на диктофон звуки несуществующих существ и машин, а потому экспериментируют с шумами окружающего мира.

  • Сегодня мы расскажем, зачем ради подходящего звукового эффекта режиссеры ломают курицам позвоночник и таскают по полу шлакоблоки 🔊

Прибытие Тардис («Доктор Кто»)

Хрипяще-визжащий звук появления машины времени заставляет чаще биться сердце любого хувианца. Секрет внепланетного звучания очень прост: работник радиостанции Брайан Ходжсон несколько раз протащил связку ключей по струнам сломанного пианино.

Вот как он вспоминает создание эффекта:

  • «Я знал что-то про „разрыв времени и пространства“, поэтому мне хотелось создать немного слезный, разрывающий звук. Мы определенно не хотели использовать шум, похожий на запуск ракеты».

Брайан добавил, что звукорежиссеры хотели оставить запись нетронутой, но в итоге добавили множественные эффекты на фон и финальные высокие ноты, дабы воссоздать эффект летящего космического корабля.

Двигатель искривления («Стартрек»)

Для перезагрузки франшизы в 2009 году режиссер Джей Джей Абрамс нанял легенду звуковой индустрии Бена Бертта. Именно он озвучивал писк робота R2D2, характерное дыхание Дарта Вейдера и звуки ВАЛЛ-И, а также занимался звукорежиссурой для множества голливудских блокбастеров.

Главной задачей было воссоздание классического звука запуска двигателя искривления, который зрители слышали, как только корабль «Энтерпрайз» отправлялся в приключения.

Испытательный генератор
Фото
gettyimages.com

«Оригинальный звук был очень музыкальным, с высокими и низкими нотами, со всеми видами гула и искажений. Несомненно, это был шум испытательного генератора, который проносили через эхо-камеру», — поделился Бертт с synthtopia.com. «Мне хотелось оставить эту музыкальность, но добавить эмоциональности, поэтому я воссоздал ту же процедуру, но с современными агрегатами».

Раскрытие светового меча («Звездные войны»)

Бен Бертт, о котором мы писали выше, также создал отличительный «вжух» появления лайтсейбера. Для этого Бертт объединил гул неработающего кинопроектора и шум старого телевизора. «Механизм проектора делал такое жужжание, которое, как мне показалось, дополнит картинку», — объясняет Бертт на filmsound.org.

  • «Я записал этот гул, а через несколько дней у меня сломался кабель от микрофона. Из-за этого он ловил шум телевизора, и я объединил эти звуки. Они стали основой для будущего звука светового меча».

Рев Ти-Рэкса («Парк Юрского периода»)

Так как Стивен Спилберг не мог застать рычание настоящих динозавров, пришлось выкручиваться записями из зоопарка. Звукорежиссер картины Гари Ридстром замедлял звуки животных — от визга слоненка до зевания тигра — чтобы найти идеальное звучание грозного тираннозавра.

Окончательный вариантом стал шум воздуха и воды, выходящих из дыхала большого белого кита.

  • А чтобы создать рык голодного Ти-Рекса, разрывающего на части другого динозавра, Ридстром записал рычание своего пса Бастера.

Когти Росомахи («Люди Икс»)

Звук стальных лезвий, «выпрыгивающих» из костяшек, не так прост, как кажется. Звукорежиссер франшизы Крейг Беркей пояснял, что нужно были два звука: первый необходим для создания металлического лязга когтей, второй — для создания эффекта, как будто из плоти что-то вырывается.

  • Так, Беркей использовал звук ножа, который достают из ножен, вместе с хрустом куриного скелета, который разрывают на части.

Балрог («Властелин колец»)

Звукорежиссер Девид Фармер создал глубокий гул монстра, таща блок из шлакобетона по деревянному полу.

  • Фармер рассказывал, что хотел создать ощущение пробуждения страшной силы, которая веками была заперта под землей.

Для моментов, где Фродо и братство слышат Балрога непосредственно рядом с собой, звукорежиссер добавил крики ослов, коней и стоны боли.

Рев Годзиллы («Годзилла»)

Команда звуковых эффектов фильма безуспешно пыталась сочетать рокот и шипение диких хищников, когда композитору Акире Ифукубе пришла идея записать струнные музыкальные инструменты.

«Это был контрабас, на котором играли кожаной перчаткой, покрытой сосновой смолой», — рассказываетзвукорежиссер перезапуска в интервью об оригинальной картине. «Они терли перчатку об струны, чтобы создать этот вселяющий ужас звук».