Продакт-плейсмент в романе «Евгений Онегин»: как Пушкин рекламировал товары

Из Александра Сергеевича получился бы отличный PR-менеджер.

В наши дни продакт-плейсмент, то есть неявное упоминание брендов, — привычное дело. А ты знала, что в романе «Евгений Онегин» Пушкин тоже то и дело упоминал знаменитые «бренды» того времени? Мы собрали несколько строчек, где писатель рекламирует популярные товары и места того времени.

Фото №1 - Продакт-плейсмент в романе «Евгений Онегин»: как Пушкин рекламировал товары

Боливар

«Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар».

Боливар — шляпа-цилиндр с широкими полями, а также самый модный головной убор в 1830-х годах. Название эта шляпа получила в честь генерала Симона Боливара, национального героя Южной Америки и вождя борьбы за независимость американских колоний от Испании. В 1825 году он стал главой республики Боливия.

Поля боливара, как говорил писатель Михаил Пыляев, часто были такими широкими, что невозможно было пройти в узкую дверь.

Часы «Брегет»

«И там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед».

Вспомни эпизод, когда Онегин узнавал время: ему не приходилось вынимать часы из кармана, — достаточно было нажать на пружинку, и часы отзванивали время. Вот тебе и первый будильник!

Основателем фирмы Breguet был Абрахам-Луи Бреге, часовой мастер. Первый свой магазин он открыл в 1775 году в Париже. Сложно поверить, но среди этих прекрасных часов не было одинаковых моделей. Покупатель мог быть уверен на 100%, что таких больше ни у кого нет. Русский рынок «брегеты» начали осваивать в 1801 году, а в 1808 открылся первый магазин в Санкт-Петербурге.

Среди поклонников марки были князья Голицыны, Гагарины, Юсуповы и даже император Александр I.

Нужно отметить, что покупателями таких часов были в основном образованные аристократы. Они прекрасно знали правильное произношение французской фамилии. Однако, как и в большинстве случаев, в русский язык фирма вошла и закрепилась с буквой «т» на конце.

кадр из фильма-оперы «Евгений Онегин»
кадр из фильма-оперы «Евгений Онегин»

Ресторан Талона

«К Talon помчался: он уверен, что там уж ждет его Каверин».

Если ты внимательно читала роман, то скорее всего заметила, что поэт делает большой акцент на сноску к названию с текстом «известный ресторатор». Если подумать, Пушкин мог отправить Онегина, например, в заведение господина Андрие на Малой Морской, где, по словам писателя Фаддея Булгарина, обедали чиновники и министры. Именно в этом ресторане поэт и познакомился с Жоржем Дантесом, французским военным деятелем.

Однако Александр Сергеевич выбрал для своего героя модный ресторан Пьера Талона на Невском проспекте. Здесь, по словам того же Булгарина, можно было удовлетворить все свои желания в плане еды.

Пушкин не забыл упомянуть несколько блюд из списка меню — ростбиф, трюфели и Страсбургский пирог с паштетом.

В начале 1825 года Талон сообщил, что возвращается во Францию. После его отъезда в помещении открылся новый французский ресторан — Фелье. Говорят, что Пушкин приходил и туда.

кадр из фильма-оперы «Евгений Онегин»
кадр из фильма-оперы «Евгений Онегин»

Пистолет «Лепаж»

«Примчались. Он слуге велит Лепажа стволы роковые нести за ним…».

Ружейная фирма Le Page была основана в 1717 году в Париже и оставалась в руках одной семьи почти две сотни лет — до 1913 года. Основателем компании был Луи Пиньи, но он завещал свое дело мужу племянницы Пьеру Лепажу. Именно эта фамилия и прославилась на весь мир.

У фирмы было множество клиентов. Чаще всего это были люди из высших слоев общества: Людовик XV, XVI и XVIII, знаменитый полководец Мориц Саксонский, Наполеон и другие.

Интересный факт: считается, что фирма «Лепаж» изготовила пистолеты и для Пушкина незадолго до дуэли с Дантесом.

А ты замечала рекламу в романах 19 века?