Работа на ТВ: основные профессии и способы попасть в «ящик»

Скажи, ведь правда, работа на телевидении часто кажется чем-то волшебным? Предлагаем тебе заглянуть по ту сторону экрана и понять, твоя ли это сказка.

Не все телепрофессии легко освоить юным особам с эльфийской внешностью – например, сможешь ли ты несколько часов подряд бегать с тяжелой камерой на плече? Поэтому специально для тебя мы подобрали профессии, где напрягать нужно не мускулы, а мозги.

Корреспондент

Именно с этой должности чаще всего начинали свою карьеру все те известные люди, которых ты видишь на экране. Но учти: работать придется в бешеном ритме, надо быть готовой в любое время выехать на место событий и, более того, самой понимать, где может произойти что-то интересное, чтобы оказаться там первой.

Важные качества: энергичность, общительность, любопытство.

Кадр из фильма «Жизнь, или Что-то вроде того»
Кадр из фильма «Жизнь, или Что-то вроде того»
Фото
Архивы пресс-служб

Телеведущий

Это лицо любой программы. Тебе придется тщательно следить за внешностью, постоянно тренировать дикцию и речь и учиться справляться с неожиданными (иногда экстренными) ситуациями. Стать телеведущей достаточно сложно, даже если ты имеешь соответствующий диплом. Поэтому нужно не просто учиться этой профессии в вузе, но и постоянно ходить на кастинги, на записи программ, писать статьи в журналы и на радио, пытаться устроиться в телекомпанию хотя бы младшим ассистентом второго осветителя, обрастать связями и знакомствами, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время.

Важные качества: хорошая речь, стрессоустойчивость.

Кадр из сериала «Служба новостей»
Кадр из сериала «Служба новостей»
Фото
Архивы пресс-служб

Редактор программ

На экране эти люди не появляются, но за кадром делают гораздо больше иных ведущих. Они разрабатывают сюжеты, придумывают сценарии и концепции программ, ищут героев для ток- и реалити-шоу и отвечают за информационную насыщенность программы. Есть еще редакторы, которые пишут так называемые «подводки» для новостей – текст, который зачитывают ведущие. Есть и музыкальные редакторы, которые отвечают за музыкальное наполнение программы. Иными словами, любой редактор должен быть креативным, неординарным и хорошо пишущим специалистом.

Важные качества: творческий подход к делу, коммуникабельность, хорошее владение родным (и не только) языком.

Кадр из фильма «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди»
Кадр из фильма «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди»
Фото
Архивы пресс-служб

Телепродюсер

Человек-оркестр, который должен уметь делать все. Продюсер создает и производит программу: он придумывает идею, разрабатывает концепцию, собирает съемочную группу, следит за всеми творческими и административными делами – от кастинга до бюджета. Конечно, делает он это все не в одиночку, но ответственность за программу в конечном счете лежит именно на нем.

Важные качества: креативное мышление, умение находить выход из любой ситуации.

Кадр из фильма «Доброе утро»
Кадр из фильма «Доброе утро»
Фото
Архивы пресс-служб

Гример

Почти такая же заманчивая профессия, как и визажист, ведь без гримера не обходится ни одна студийная съемка. Профессиональный грим очень отличается от обычного макияжа (особенно сегодня, когда уровень техники очень высок и все ляпы грима и стиля видны сразу). Этому нужно специально учиться, но, если ты освоишь это ремесло, сможешь работать потом не только на телевидении, но и в смежных областях, например в театре.

Важные качества: художественное образование, вкус.

Из первых рук

Алексей Лысенков, проректор МИТРО (Московского Института Телевидения и Радиовещания Останкино) по связям с общественностью, ответил на самые важные вопросы по поводу обучения и карьеры на ТВ.

Алексей Лысенков
Алексей Лысенков
Фото
Архивы пресс-служб

К чему в первую очередь должен быть готов человек, мечтающий работать на телевидении?

Во-первых, к ненормированному рабочему дню и к огромному количеству работы, часто остающейся за кадром, незаметной, но необходимой. Во-вторых, к тому, что рассказы, будто «телевидение – это бешеные деньги», неправда. И, наконец, к тому, что с телевидения никто добровольно не уходит – этот мир засасывает как наркотик.

А как можно добиться успеха на ТВ?

Успех на телевидении складывается из трех составляющих: 10% – талант, 10% – удача и 80% – работа. Без преувеличения. Для того чтобы что-то получилось, надо, чтобы сначала тысячу раз ничего не получалось. С ходу, с лету никогда ничего не получается. Но нельзя отчаиваться! Ни в коем случае. Парадокс телевидения заключается в том, что здесь выживают далеко не самые талантливые, выживают самые трудоспособные и трудолюбивые.

Какие профессии пользуются популярностью в вашем институте?

Сегодня востребованы телеведущие, режиссеры, журналисты, но, на мой взгляд, ситуация вот-вот должна измениться. Например, уже совсем скоро на телевидении будут нужны редакторы – их не хватает, их очень ценят, и у них приличные зарплаты. В нашем учебном заведении, даже если студент не сразу сориентировался и выбрал не совсем то, что хочется, всегда можно сменить специальность.

Какие главные качества должны быть у телевизионщика?

Трудолюбие и, конечно, творческое мышление независимо от специальности. Нужно уметь свободно мыслить, фонтанировать идеями, придумывать, креативить.

Почему стоит идти учиться в МИТРО?

Сейчас очень распространено смешение специальностей. Например, тот, кто учится на режиссера, не может не овладеть навыками монтажа. Хороший телеведущий должен еще непременно быть и отличным редактором, и журналистом, иначе он плохой телеведущий. В нашем вузе как раз готовят универсалов. Студенты журфака МИТРО после обучения могут практически в одиночку сделать сюжет целиком: они могут и отснять материал, и написать текст, и смонтировать сюжет. Наши выпускники могут сами создавать программы, придумывать их формат и просчитывать их бюджет.

Абитуриент, тебе сюда!

  • Четкая, поставленная речь – главный залог успеха. Неизвестно, куда тебя закинет судьба, но взять уроки сценической речи всегда полезно. В конце концов, кроме ТВ есть ведь еще и радио. 
  • Грамотный русский язык тебе поможет. На телевидении очень востребованы редакторы и сценаристы, способные быстро превратить самые бессвязные авторские тексты в шедевры ораторского искусства. 
  • Консультации психолога помогут тебе справиться с первоначальным стрессом. Работа на ТВ – это постоянное нервное напряжение, поэтому не стесняйся обращаться к психологу хотя бы для того, чтобы выяснить уровень своей стрессоустойчивости. 
  • АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ – главное качество тележурналиста. Везде совать свой нос, всем интересоваться, со всеми знакомиться и не стесняться стучаться во все телевизионные двери подряд. 

А как еще ты думала действовать, чтобы тебя заметили?