Совсем не про зомби: в фильмах про ходячих мертвецов скрывается глубокий смысл

Неожиданное открытие.

Что мы знаем о зомби? Обычно они с трудом передвигаются, при этом постоянно спотыкаясь, стонут, рассыпаются на части и мечтают отведать человеческие мозги. Ходячие мертвецы появились в кинематографе в далеком 1932 году, когда вышел фильм «Белый зомби».

Давай попробуем разобраться, почему фильмы про зомби так популярны.

Оказывается, кинематографисты используют зомби как метафору, которая дает возможность говорить о важных проблемах. Ты когда-нибудь замечала, что вовсе не ходячие мертвецы главные герои в этих фильмах? Кроме сериала канала CW «Я – зомби», конечно. Но это исключение, а не правило.

Образ ходячего мертвеца на самом деле предназначен для того, чтобы донести до зрителя более глобальные проблемы человечества. Например, как герои пришли к такому концу, какие возникают проблемы до и после апокалипсиса.

«Как и все монстры, зомби – это метафоры», – рассказывает ученый Джеффри Коэн.

Часто этой метафорой является болезнь. Нетрудно представить зомби-апокалипсис, начавшийся из-за болезни. Но таких метафор на самом деле много. Вот еще как минимум две темы, которые раскрываются в фильмах о зомби.

Расизм

Возможно, ты удивишься, но тема зомби напрямую связана с темой человеческих рас. Если загуглить определение слова зомби, то мы можем увидеть не только что-то в духе «любящий полакомиться мозгами мертвый ходок», но и «тот, кто выполняет волю другого». Да, сама идея зомби уходит корнями в культуру порабощенных людей, в основном африканцев на Гаити в 1700-х годах.

Писатель Майк Мариани в своей статье для издания «The Atlantic» рассказывает:

«Архетип зомби появился еще на Гаити и отражал страдания африканских рабов с 1625 по 1800 годы. По преданию, гаитянские рабы верили, что после смерти они смогут вернуться на родную землю и быть свободными. Но этого не происходило. Вместо этого восставшие благодаря шаманам из мертвых были обречены вечно работать на плантациях Испаньолы».

После Гаитянской революции в 1804 году зомби стали частью фольклора Гаити. Этот миф о скитавшихся после смерти рабах появился благодаря религии вуду: считается, что шаманы воскрешали рабов из мертвых, а затем использовали их как бесплатный труд.

Именно эта легенда легла в основу фильма «Белый зомби».

А в 1960-х годах режиссер Джордж Ромеро немного переделал нежить в своих фильмах «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов». Именно его фильмы помогли стереть зомби-рабов из истории и сделали их такими, какие они есть сейчас.

Кроме этого, зомби использовались для отвлечения внимания от расовых беспорядков. Вот что об этом пишет профессор политических наук Эрин Кассезе:

«Ромеро снял «Ночь живых мертвецов» в 1967 году, когда внимание американцев было сосредоточено на расовых беспорядках в Ньюарке и Детройте, а также на войне во Вьетнаме. Он отвлек людей от борьбы за равенство на новых персонажей мира кино – зомби».

Изменение климата

Когда идея зомби стала популярной, в кино решили затронуть еще одну проблему – изменение климата.

Впервые эта тема прозвучала в «Рассвете мертвецов» в 1978 году.

В большинстве фильмов про зомби-апокалипсис показано, что изменение климата неизбежно. Мир меняется навсегда. Взять, например, франшизу «28 дней».

Таким образом, фильмы про зомби вовсе не пустышки, как ты могла подумать. В них поднимаются довольно важные проблемы. Такие, как борьба с расизмом и бережное отношение к планете, страдающей от климатических изменений. На самом деле, проблем, раскрывающихся в зомби-фильмах, довольно много.

Вспомни «Ходячих мертвецов». В центре сюжета – отношения людей. Чем тебе не глобальная проблема человечества?

Так что мы предлагаем тебе посмотреть или пересмотреть культовые фильмы и сериалы про зомби, а заодно задуматься, что именно создатели хотели донести до нас своими творениями.