EG: Cаша, привет! Представься, пожалуйста, для тех, кто еще по каким-то причинам не успел узнать о тебе.

ST: Привет, красотки! Меня зовут Александр ST Степанов, для вас просто Саня. Но это по большому секрету, только для ELLE GIRL. Для остальных журналов я – Александр Андреевич. Я рэпер, я звезда, я поэт... Я свинья.

EG: Как проходит типичный день артиста ST?

ST: Давай, чтобы не ходить далеко, обсудим сегодняшний день (16 февраля. – Прим. EG). Сегодня я прилетел из славного города Санкт-Петербурга, где проходила репетиция с группировкой «Ленинград», в составе которой я с удовольствием нахожусь. С утра я проснулся, поехал на съемку, по пути получил спонсорское предложение от одного мясокомбината (смеется). После этого приехал на съемки телеканала ТНТ MUSIC, где я веду серию топ-чартов. Посмотрите обязательно, там есть потрясающая Камила Кабелло. Затем поехал на любимый стадион «Открытие Арена», где мы снимали совместный ролик с компаний Black Star. И после я пришел в это кафе к тебе, чтобы записать сие чудесное интервью и подписать документы для книги моих чудесных стихов, которая выходит в марте. А после этого чудесного интервью в этой чудесной компании я отправлюсь на концерт моего большого друга Сергея Приказчикова, он же группа «Пицца» в «Вегас Сити Холл», чтобы исполнить совместную песню «Под водой». Ну вот для начала так.

EG: Саша, какие три трека ты посоветуешь тому, кто еще незнаком с твоей музыкой, но хотел бы иметь общее представление о твоем творческом портрете в 2018 году?

ST: Ну мы же понимаем, что мы рассчитываем в основном на девчонок, поэтому давай будет так: к обязательному ознакомлению «Иду ко дну». А еще «Гравитация» и «Идиллия». В промежутке можно еще послушать наш фит с Бьянкой «Крылья».

EG: Помимо твоей музыкальной деятельности, ты также неоднократно участвовал в рэп-баттлах на площадке Versus. Среди твоих оппонентов значились такие фигуры, как Oxxxymiron и Гарри Топор. И отчасти Слава КПСС. Что побудило попробовать себя в данном формате?

ST: Слава КПСС не являлся моим оппонентом на «Версусе», мы с ним просто делали совместный проект дляЯндекса «Итоги года». Баттл на «Версусе» у меня был еще с D.Masta.

Изначально для меня это было проверкой своих возможностей и способом попробовать себя в чем-то новом. На тот момент самым крутым был Гарри, а еще мне категорически не нравилось, что происходило в «Версусе».

Отношения к «мамам», многие высказывания молодых ребят. И в контексте Гарри я хотел высказать все свое негодование по данному поводу. Собственно поэтому я и появился там в первый раз.

EG: За что именно ты любишь баттл-рэп?

ST: Я полюбил баттл-рэп за то, что можно высказать свою позицию, можно попробовать себя в том, чего раньше никогда не делал, и открыть в себе что-то новое. Я узнал о неких гранях и возможностях, о которых раньше и не подозревал.

EG: Каким ты видишь гипотетическое будущее баттл-рэпа?

ST: Сложно сказать, потому что я не вижу его будущего. Потому что когда мне звонят даже с телеканала «Спас» и просят обсудить баттл, то невозможно избавиться от мысли, что это, видимо, уже не тот баттл, каким он был и должен быть.

То есть мало того что рэп умер, скоро умрет и баттл-рэп.

EG: Вопрос в рамках забавной фантазии. Три известных человека, которых ты бы вызвал на баттл.

ST: Эминем, Slim Shady и Маршалл Мэтерс (смеется).

EG: Среди культурных аналитиков и представителей интеллигенции бытует мнение, что рэп – это поэзия нашего времени. Ты согласен с этим?

ST: Я, конечно, выбрал правильное издание для того, чтобы высказаться, но... Пошли они. Сейчас стало трендом называть рэп поэзией и говорить, что рэп занял место русского рока. Я это говорил еще много лет назад. А теперь и поэзию все вспомнили.

Когда я два года назад начал делать проект superСТИХИ, на меня смотрели как на умалишенного, говоря, что стихи – это мертвый жанр. А сейчас все поэты, рэперы – так точно все поэты.

В общем, друзья, я очень рад, что вы наконец прозрели. Но чтобы с вами больше не происходило таких коллапсов, просто с самого начала слушайте ST.

EG: Что ты думаешь о девушках в баттл-рэпе?

ST: Я считаю, что самая крутая была ГидроПонка. Также была неимоверно крута MAD-A. Про данный момент сложно сказать, потому что я еще не видел той, которая бы меня прямо впечатлила. Но мне понравилось недавнее видео Mozee Montana. Она репитнула меня, я думаю, даже на концерт к ней напрошусь.

EG: Находятся ли в поле твоего зрения рэп-исполнительницы, которые вызывают у тебя уважение или интерес?

ST: Мне очень нравится девочка из «Полумягких», за ней я слежу довольно пристально. Часто стал обращать внимание на Mozee.

EG: Как ты в целом относишься к русскому феминизму в его актуальном на данный момент виде?

ST: Я вообще не понимаю, что такое феминизм. Это типа когда рэп для брутальных парней, а вы, дамы, не лезте? Я не понимаю, что это такое. Считаю, что любой феминизм заканчивается тогда, когда девушка делает что-то на достойном уровне. И если вижу, что есть сильные девушки, я об этом говорю, и тут нет никакого феминизма.

А те женщины, что жалуются, что им мешает феминизм и что их не принимают... Видимо, они просто не могут показать себя на должном уровне. Хватит жаловаться, надо дерзать.

EG: А вообще каково понятие женской фигуры в актуальном рэп-дискурсе? Многие популярные артисты нередко в своих текстах выражают явное пренебрежение к девушкам, а иной раз заступают на территорию открытой мизогинии. Как ты относишься к данной теме в традиционно агрессивной культуре хип-хопа?

ST: Я не позволяю себе подобных высказываний. Потому что это неправильно. Не то чтобы я никогда не называл свою женщину какими-то словами сниженной лексики... А я, кстати, не называл. Одно дело, когда это звучит красиво и для красного словца сказано в вашей закрытой игре отношений. А другое дело, когда малолетняя шпана оскорбляет умных взрослых женщин. Я против этого.

EG: От общего – к частному и даже к личному. Расскажи о своей жене Ассоль и ее роли в твоей жизни.

ST: У меня потрясающая, умная и красивая жена. Один из трех людей, который может мне грамотно вправить мозг. Когда тебе говорят что-то неприятное, это всегда обидно. Но когда человек говорит тебе в лицо то, что ты сам понимаешь, но не можешь себе в этом признаться, – это втройне обидно. Поэтому Ассоль для меня – двигатель к прогрессу и развитию. И еще, разумеется, в будущем она мать моих детей.

Она реально многозадачна: помимо того что работает, снимается, еще и занимается моими какими-то делами, она успевает готовить и содержать дом в чистоте. Ок, по крайней мере, свою часть дома.

В сборнике моих стихов, который называется «Рэпер против музыки», он выйдет уже в марте, есть множество стихов о любви, прочитав которые в определенной последовательности – это важно, – можно увидеть развитие наших отношений. Также те три песни, про которые я до этого говорил: ST в них грустил. А сейчас ST любит.

EG: В сознании многих девушек существует установка: мужчина что-то должен. И дальше по списку. Что, по твоему мнению, мужчина действительно должен в некоем общем абсолютном значении?

ST: Мужчина должен делать все. Каждый день делать свою девушку счастливой. А девушка должна быть для него просто красивой.

EG: В этом году ты выпускаешь пятый студийный альбом. Расскажи, как ты его видишь на данный момент.

ST: Очень сложно не поддаваться на какие-то тенденции и к тридцати годам все-таки определить свою стезю. Это будет рэп-н-роковое звучание, мы вернемся немного к альбому «Сто из ста»,потому что в этом году ему исполняется десять лет. Но привнесем в него немножечко задора. Ну и не обойдется без умных нравоучительных песен. Это будет отличная музыка, это будет отличная лирика. Такая, с которой можно жить, общаться и существовать, которая будет тебя поддерживать.

EG: Как сложилось твое творческое взаимодействие с группировкой «Ленинград»?

ST: Мы познакомились с Сергеем (Шнуровым. – Прим. EG) на корпоративе, где я был гостем, а «Ленинград» тогда выступали на сцене. После выступления он подошел ко мне, мы представились, начали общаться. Потом записали несколько композиций. Я очень комфортно себя чувствую в их группировке, мне очень нравится то, что сейчас происходит. И там открылась новая часть меня. Я, кстати, только вернулся из Питера, где мы репетировали новую программу, новые треки – они будут, ждите.

EG: Ты являешься одним из авторов песни «Мало половин» Ольги Бузовой. Каким образом ты оказался в этой роли?

ST: Я очень хотел записать для Оли песню. У меня была прямо такая цель и задача, которая появилась сразу после того, как она рассказала мне всю свою ситуацию с расставанием и то, что собирается петь и заниматься этим серьезно. Я сказал ей, что напишу для нее хит. И сдержал слово.

EG: Как ты оцениваешь этот опыт?

ST: Потрясающе, мы на днях написали ей еще одну песню. И она хочет еще один трек. Вообще я на самом деле отношусь с большим уважением – кто бы что ни говорил – к Оле как в феномену в нашем шоу-бизнесе.

Потому что, если бы все наши артисты подходили к своим выступлениям хотя бы с долей той ответственности, с которой подходит к ним Оля, все было бы совсем иначе.

Вот недавний пример Big Love Show в «Олимпийском». Посмотрите выступления наших звезд, уже устоявшихся и давно поющих. Все классно: они выходят с микрофоном, пару раз двигаются вправо-влево, сзади три человека танцуют. И все. А Оля вышла с таким шоу! Хочется спросить: «Оля, зачем, это же не "Грэмми"?» Я считаю, что это круто и что она большая молодец. И даже то, что везде в СМИ и пабликах, в каждом интервью ее обсуждают, это тоже показатель ее большой работы. И кстати, она стала лучше петь.

EG: Вопрос на злобу дня. Как ты относишься к блогерам?

ST: Из тех, что поют? Могу сказать, что очень классно снимает клипы Джарахов. Он очень крутой. Маленький и крутой. А вообще, у меня есть хорошие друзья, семья блогеров, и я вижу и понимаю, насколько это большой труд – быть блогером. Постоянно куда-то ходить, все снимать, часами монтировать, выкладывать, держать наготове камеру... Потому что самое смешное происходит, конечно же, в тот момент, когда камера выключена. Поэтому все они молодцы. А если сомневаетесь, просто посмотрите списки журнала Forbes. Не все рэперы столько зарабатывают. Даже не так – мало кто из рэперов столько зарабатывает.

EG: Ты запустил свой собственный лейбл Istoria music. Расскажи о его участниках для тех, кто незнаком.

ST: У нас есть потрясающий парень Айкью. Он у нас красивый, у него вышла песня, которая называется «Мулен Руж». А до этого его все знали по хиту «Не видим их». Также есть группа NOFUN, в Сети уже есть их музыкальный сериал, состоящий из трех частей. Посмотри его обязательно. Но больше всего тебе понравится песня «Лондон», которая вот-вот выйдет.

EG: Закончи фразу: «Хороший русский рэпер – это…»

ST: Мертвый русский рэпер (смеется). Шучу-шучу. Хороший русский рэпер – это гастролирующий русский рэпер.

EG: Минутка Познера. Если бы тебя отправили на необитаемый остров с одной книгой и одним альбомом, что бы ты взял?

ST: Я бы взял с собой «Крестного отца» Марио Пьюзо. И саундтрек к «Восьмой миле» – там все довольно разнопланово.

EG: И напоследок. Не принимая во внимание оригинальную расшифровку твоего никнейма, как бы расшифровал ST?

ST: SainT. Спасибо большое!