Теория «final girl»: почему в финалах ужастиков выживают именно девушки?

Гендерный вопрос в фильмах ужасов.

Многим фильмы ужасов кажутся глупыми и построенными на клише: скримеры, маньяк с бензопилой, кровавая мясорубка и таинственное преследование. Ну что в них можно разбирать и исследовать? Оказалось, что ужастики – довольно благоприятная почва для ученых и киноведов. Поскольку этот жанр довольно массовый, то в нем естественным образом закрепились определенные архетипы. Они представляют страхи общества, поведение в конкретных ситуациях и показывают, что находится за гранью общественного табу. 

Особенно интересен тот факт, что в ряде фильмов-хорроров в конце выживает именно девушка. Да еще каким-то образом умудряется победить главного злодея. Над этим феноменом задумалась исследователь Кэрол Дж. Кловер. В научной статье «Ее тело, он сам: гендер в слэшерах» она впервые вводит понятие final girl и раскрывает его на примерах из фильмов-слэшеров. Вот об этом и поговорим.

Сериал «Крик»
Фото
tumblr.com

Что такое слэшер? 

Слэшер – поджанр фильмов ужасов. В нем обязательно есть убийца-психопат, он может носить пугающую маску или демонстрировать свое испещренное шрамами лицо. Он охотится на подростков и расправляется с ними поочередно. Зомби, инопланетяне, призраки и чудища не в эту кассу. Слэшер берет нарастающим напряжением, предчувствием близкой опасности.

Сюжет, как правило, разворачивается на фоне школы, университета или загородной местности, лишенной электричества и связи. 

Классический слэшер: группа молодых людей поехала резвиться в загородный коттедж. Но внезапно происходит убийство девушки. Отключается свет, пропадают вещи, герои делятся на пары и разбредаются. Пока маньяк выслеживает и гасит их поочередно, парочки занимаются бурным сексом, порой, в процессе которого их и настигает убийца. Как видишь, многое в этом поджанре завязано на сексуальном подтексте. 

Существуют даже черные комедии, которые высмеивают стереотипы фильмов ужасов и представляют несколько правил: не заниматься сексом, никогда не говорить «я скоро вернусь» и не бродить поодиночке. Потому что именно в такие моменты внезапно появляется психопат с топором.

Сериал «Крик»
Фото
tumblr.com

Оружие и мотивы убийцы 

Не будем подробно рассуждать о Фрейдовских понятиях, скажем только, что многие исследования в кино основываются на психоанализе. Чаще всего такой метод используется, чтобы детально разобраться в гендерных вопросах. 

Излюбленное оружие убийцы в подобных фильмах специфично: ножи разного калибра, топоры, молотки, шприцы, бензопилы, вилы и изощренные конструкции пыток. Но никаких пистолетов и дробовиков. Оставим это боевикам и ковбойским разборкам. Орудие убийства зачастую носит дотехнологический характер. Злодей и жертва на время переносятся в доисторические времена, они подвластны животным инстинктам желания и выживания. 

Ты заметила, что герои попадают в глушь, в старый особняк или туннель, где перестает работать электричество?

Телефоны, пожарная сигнализация, лифты, мотор автомобиля... ничего не работает! К тому же, если герой где-то достает огнестрельное оружие, то оно обязательно дает осечку. Режиссер дает нам почувствовать, что герои – жертвы, которые убегают и скрываются, как животные от хищника. 

А вот теперь внимание: исходя из психоанализа, нож и другие подобные предметы – это фаллический символ.

Ты спросишь, почему? И о чем это должно нам говорить? Для начала, рассмотрим мотивы убийц, чтобы ответить на эти вопросы. 

Один из самых распространенных мотивов – это детская травма. Возможно, антагонист пережил в детстве страшную трагедию, терпел издевательства, побои и насилие со стороны семьи или сверстников. И это, в свою очередь, привело к психическим отклонениям или жажде мести. 

Например, во втором сезоне «Ривердейла» все идет по канонам слэешра: сперва происходит убийство молодой женщины. Затем антагонист убивает каждого по очереди и зачастую довольно нестандартно. Позже его побеждает собственная дочь. И, как выяснилось, им двигали его детские травмы и наставления матери. 

Если в классическом слэшере всем двигает формула секс = смерть, то в «Ривердейле» грех = смерть. 

Но Бетти разрушает стереотип о девушках в финале. Какой именно, скоро узнаешь. 

Также одной из причин маниакальных пристрастий убийцы является сексуальная сублимация. Как сексуальная озабоченность может привести к зверским убийствам? Очень просто. Антагонист выбирает в жертвы зачастую девушек, потому что испытывает к ним влечение. Часто он даже не насилует жертву, а просто убивает. Сам процесс доставляет ему удовольствие. Он подменяет свое желание на подобное действие. Учитывая, что нож, как фаллический символ, пронзает жертву, то символически половой акт все-таки происходит. Убийца бессознательно заворожен телом. Он очарован, как за видимой телесной оболочкой, скрывается тайная изнанка. 

Изнасилования зачастую в слэшерах нет. Секс и убийство не сопутствуют друг другу, как многие привыкли считать. Наоборот, это альтернатива. Одно становится поводом и прелюдией для другого. Почему? Потому что вся сексуальность в хорроре представляется как нечто изощренное, монструозное, доходящее до садизма, каннибализма и насилия. Это происходит вследствие подавления желания или детской травмы антагониста. А порой он не может просто физически испытывать сексуальных порывов, как оживший труп может чего-то желать? 

Именно акцентированность на теле относит фильмы ужасов к жанру телесных наряду с порнографией и мелодрамами. Телесными они называются не только потому, что внимание в подобных фильмах уделяется телу. 

Оно также вызывает в зрителе физиологическую реакцию: возбуждение, слезы, дрожь и напряжение.

Сериал «Крик»
Фото
tumblr.com

Роль женщины в жанре ужасов 

Буквально 30 лет назад, начиная с 60-х и заканчивая 80-ми, женщина воспринималась как слабый пол. Если уж вооруженный до зубов армеец гибнет от руки маньяка-убийцы, то каковы шансы у хрупкой девушки? Со временем сюжетный ход, где девушка выживает в жуткой резне, превратился в классический хоррор-троп, получивший название final girl. Данный феномен доказывает, что роль женщины переосмысливается. Она перестает быть жертвой, пассивным объектом, и наносит ответный удар, побеждая злодея. 

Так кто же такая эта «последняя девушка»? 

Пока психопат-убийца кромсает направо и налево грешные парочки, final girl на фоне остальных героев пытается рассуждать здраво. Зачастую она прилежная девушка, не пьет и не курит, возможно, спортсменка, комсомолка и просто красавица. А главное, она девственница. На протяжении всего фильма героиня как бы доказывает своими действиями, что именно она должна остаться в живых, что она этого достойна. 

Именно «последняя девушка» находит тела своих друзей, значимые подсказки и первая осознает весь тот ужас, который происходит вокруг них. Во время киноленты за ней могут охотиться, загонять в угол, наносить увечья, она может падать, кричать, попадать в, казалось бы, безвыходные ситуации, но она выживает. И в отличие от ее собратьев, которые узнают о том, что умрут, за мгновение до смерти, у final girl все иначе. Режиссер смакует ее страх, предчувствие опасности. Эти моменты могут достигать до 15-20 минут экранного времени. А потом наступает финальная схватка. 

Стоит отметить, что «девушка для финала» зачастую является носителем маскулинных, то есть мужских черт. Она отчасти мальчик: в отличие от подруг она более сообразительная, серьезная и умеет разбираться в практических вопросах и порой в механике, она сексуально сдержанна и имеет ценности, отличные от принципов и идей ее друзей. На мужественность героини также намекает и ее имя. В классических слэшерах, как «Психо», «Техасская резня бензопилой», «Пятница 13-е» и другие, final girls обычно носят имена: Стиви, Марти, Терри, Лори, Уилл, а в «Чужих» главную героиню зовут Рипли. Очевидно, что эти имена больше подходят мужчинам. 

Сериал «Крик»
Фото
tumblr.com

Но, как и final girl отчасти не женщина, так и убийца не совсем мужчина. Тут нас и застают врасплох гендерный анализ ужастиков. Психопат хоть и лишен сексуальных желаний, все равно обладает почти всеми мужскими чертами: он силен, у него есть нож (он же фаллический символ и знак принадлежности к мужской половине) и его привлекают в качестве жертв девушки. 

Так что же в нем женского? 

Обратим внимание на финальную схватку. Именно в решающий момент происходит изменение расстановки сил. Final girl берет инициативу в свои руки и из защиты переходит к нападению. Она выходит из укрытия, ищет оружие и придумывает план действий. Когда наступает момент Х, героиня любым из возможных способов либо просто лишает злодея силы, либо убивает его. Но главное, она лишает его оружия. То есть, она лишает антагониста его мужественности. 

В исследованиях такой момент называется «кастрация» – когда героиня отнимает у маньяка его мужскую силу. 

Но как же убийцы-женщины, спросишь ты. Например, в первой части «Пятницы 13-е» кромсала всех именно мать покойного. На это стоит смотреть с точки зрения психоанализа. Весь фильм мы думаем, что на героев охотится мужчина, но в финальной битве героиня узнает, что психопат – это женщина. Она своим открытием правды лишает образ антагониста его мужественности. Мы говорим о маскулинности не в прямом смысле, а в психологическом. Так что теория работает во всех случаях. 

Интересный факт.

Исходя из исследования Кэрол, герои, как мужчины, так и женщины, погибают случайно. Например, они забредают на запретную территорию или начинают расследовать то, что убийца тщательно хочет скрыть. Антагонисты, в основном, неадекватны и действуют импульсивно. Но вот девушки погибают чаще парней именно из-за гендерной принадлежности. Просто потому, что у маньяка подавленное сексуальное желание.

Сериал «Крик»
Фото
tumblr.com

Рассмотрим феномен final girl на примере Until Dawn, консольной игры в жанре интерактивного кино. Конечно, это не фильм и не чистый слэшер из-за наличия вендиго и неопределенной концовки (поскольку игрок сам строит историю), все же это отличный материал, чтобы рассмотреть образ последней девушки. 

Не будем вдаваться в хитросплетение сюжета, достаточно знать, что группа молодых людей приехала отдыхать в старый загородный дом, отрезанный от цивилизации лесом, заброшенной шахтой и снежными завалами. Самое то, чтобы разгуляться бурным отношениям и темным делишкам. И пока парочки уединяются, за ними начинается охота. Сперва им кажется, что на них охотится псих в маске, но как выясняется позже, их преследователей куда больше.

Одна из героинь Саманта Гиддингс или Сэм, как зовут ее друзья, в отличие от друзей не стремилась вступать в перепалки и устраивать личную жизнь. Ей всего лишь хотелось провести весело время с друзьями. Именно она в ходе сюжета храбро исследует шахту и дом, причем делает все это в одиночестве. И как правило, почти во всех вариантах именно она и до ходит до финала. 

Вот как актриса Хейден Панеттьер рассказывает о своей героине: 

«Сэм… Она обожает животных, она вегетерианка и пацифистка. Но она бойкая девчонка. Я знаю, что над ней многие потешаются. Они думают, что ее идеалы и ценности немного нелепые. Они им чужды. Но ей все равно. Она не изменяет своей натуре».

Верить исследованиям о сексуальном подтексте в ужасах или нет – дело каждого. Но наличие феномена final girl на лицо, достаточно вспомнить классических представителей слэшера. Будь хорошей девочкой и тогда ты точно выживешь в любой ситуации. Но это не точно.