Тоже искусство: 7 скандальных современных перформансов

Не стоит повторять, но стоит видеть.

Наверняка в школе тебя заставляли ездить в музеи и часами там ходить, слушая нудного экскурсовода. Мы тебя прекрасно понимаем, потому что периодически тоже хотели сбежать из зала с очередными супер-экспонатами и посмотреть что-то более интересное. Если тебе уже надоели однообразные скелеты, глиняные горшочки, фрески и картины, то скорее смотри нашу подборку: мы выбрали для тебя самые интересные перфомансы со всего мира.

«Ритм Ноль»

Королевой перфоманса по праву считается Марина Абрамович. Таким ужасам, которым подвергала себя она, не подвергался никто. Одним из самых запоминающихся представлений считают перфоманс 1974 года. В его рамках художница легла на скамейку в зале и позволила делать с собой все, что зрители захотят.

При этом в распоряжении гостей были различные колюще-режущие предметы, цепи и другие инструменты, способные повредить человеческое тело. В ходе представления художнице отрезали волосы, нанесли несколько ран и оставили шрамы, которые Марина до сих пор не может убрать. Девушка уверена, что если бы в какой-то момент эксперимент не остановили, ожесточившиеся зрители просто убили бы ее.

«Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову... Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния».

«Хоровод»

Два месяца назад в центре Арбата состоялся один из самых диких и абсурдных перфомансов. Его автором и идейным вдохновителем стал авангардный художник Александр Донской. Девушки, которых он уговорил принять участие в представлении, в холодную погоду танцевали и водили хоровод на морозе.

Но не это самое странное. Изюминкой было то, что на каждой девушке было надето грязное белье. Художник уверяет, что таким образом пытался объяснить людям, что все их коллективные действия вроде акций и протестов, что имеют смысл в начале, не всегда выглядят так же привлекательно в конце.

«Балканское Барокко»

Перфоманс длился 6 дней и был посвящен людям, погибшим в Югославии. Все та же Марина Абрамович почти неделю сидела на окровавленных костях животных, плакала и мыла их в ведре. Костей всего было 1500 штук. В течение всего действа художница практически не разговаривала и лишь иногда что-то рассказывала о Белграде и Сербии, откуда она родом.

«Смерть себя»

И снова пальма первенства достается Марине Абрамович – «бабушка искусства перформанса». На этот раз художница со своим возлюбленным Улаем представила перфоманс на тему отношений. Марина хотела показать, как пары растворяются и поглощают друг друга. Для этого она и ее бойфренд непрерывно целовались на глазах у зрителей.

Романтично? Только со стороны.

На самом деле они обменивались кислородом и углекислым газом, и оба через 8 минут упали в обморок.

Затем артистов доставили в больницу, где диагностировали, что их легкие переполнены углекислым газом.

«Реинкарнация святой Орлан»

На самом деле французская художница Мирей Порт, известная под псевдонимом Орлан, – совсем не святая. Но она постаралась придать внешнему виду святости. Как? Просто приняла решение при помощи пластической хирургии «отфотошопить в жизни» лицо так, чтобы оно соответствовало всем канонам красоты.

Она сделала себе лоб, как у Моны Лизы, подбородок Венеры Ботичелли и на этом не остановилась.

Говорят, что Мирей переделала 80% своего лица и теперь совсем не похожа на свои ранние фотографии.

«Следуй за мной»

Перфоманс, придуманный Вито Аккончи. Радикальный концептуалист из Нью-Йорка в течение целого дня следовал за людьми. Да, ты правильно поняла, он просто произвольно выбирал прохожего и следовал за ним, пока тот не входил в помещение. Затем художник выбирал новую «жертву», и так до самой темноты.

Своими действиями Вито хотел показать, насколько тонка грань между личным пространством и обществом.

«Глупые перфомансы»

Этот перфоманс организовала 59-летняя американка Лиза Леви. Она около двух дней сидела на унитазе посреди галереи Christopher Stout. При этом художница была голой, а напротив нее стоял еще один унитаз, на который мог присесть любой зритель.

Гостям запрещалось говорить с художницей и трогать ее, но можно было смотреть. Вполне разумные ограничения, учитывая результаты эксперимента Марины Абрамович.

В итоге Лиза сообщила, что свой перфоманс посвящает… борьбе с глупыми перфомансами.

Да, интересный способ бороться!