Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

theGirl

Гильермо дель Торо — один из тех режиссеров, чьи фильмы можно узнать из тысячи. Он — уроженец Мексики, чье воспитание и опыт, накопленный за время творческой деятельности, вдохновили его на создание фильмов с уникальным творческим стилем. Если ты сравнишь фильмы дель Торо с более традиционными картинами, то ты сможешь заметить невероятное внимание к деталям и сюжету. Фильмы дель Торо просто поражают невероятным количеством внимания, вложенного в них. Эта преданность своей работе сделала его одним из лучших профессионалов в своем деле.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото
Legion Media

Гильермо дель Торо вкладывает в свои фильмы много себя и часто использует схожие тематические приемы от одного проекта к другому. Давай посмотрим, как великий сказочник использует в своих фильмах цвет, предметы и психологические травмы, пробежавшись по его фильмографии и стилю съемки.

Цветовая палитра фильмов Гильермо дель Торо

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Хребет дьявола»

Начнем с того, как Гильермо дель Торо использует цвет в своих фильмах. Как и у многих режиссеров, у дель Торо есть свои предпочтения: во многих его историях люди, монстры, костюмы и дизайн выполнены в одних и тех же темных, приглушенных, земляных тонах. Несмотря на то, что в этих сказках всегда есть что-то обыденное, он по-прежнему следует многим правилам колористики, используя ассоциативные, взаимодополняющие и триадные цвета.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Багровый пик»

Эти различные цветовые приемы используются по самым разным причинам — для развития характера, отражения внутреннего настроя, передачи эмоций. Он подстраивает гармонию так, что эти цвета играют друг с другом в каждом кадре.

Монстры в фильмах Гильермо дель Торо

Фильмы дель Торо примечательны своими культовыми существами, фантастическими монстрами и жуткими персонажами — от насекомых в «Мутантах» до фавна в «Лабиринте Фавна» и человека-амфибии в «Форме воды». Но для того чтобы оживить эти существа, требуется нечто большее, чем привлекательные концепт-арты.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Мутанты»

Если монстр остается неизменным на протяжении всего фильма, то в его образе нет драматизма. Гардероб, цвет и освещение существуют для того, чтобы оживить дизайн персонажа, но эти фантастические существа работают только благодаря тому, как они вплетены в сюжет и темы фильма.

Предметы в фильмах Гильермо дель Торо

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Лабиринт Фавна»

Пристрастие Гильермо дель Торо к символам — неизменный элемент его повествования. Когда эти предметы появляются на экране, они наполняются смыслом. Каким бы ни был предмет, будь то ключ, чемодан или, зачастую, часы, любой предмет, который носят с собой герои дель Торо, — это особый взгляд на его внутренние и внешние миры. Точнее, именно связь персонажа с предметом, а не сам предмет, символизирует его лучшие и худшие качества на пути к освобождению или гибели.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Хеллбой 2: Золотая армия»

Кино по своей природе должно быть фантастическим и мечтательным. Дель Торо — настоящий мастер подрывать наши ожидания, когда мы смотрим один из его фильмов. Один из его главных приемов — обмануть зрителя, заставив его поверить в то, что некоторые предметы важнее, чем кажутся. Как автор, как режиссер и как монтажер, дель Торо редко позволяет даже самой мелкой детали на экране остаться без предыстории и развития, ведь она должна внести свой вклад в общее повествование и тему.

Психологические травмы в фильмах Гильермо дель Торо

Многие из тем, которые дель Торо затрагивает в своих фильмах, действительно лежат в основе его личных мыслей и чувств. В частности, дель Торо посвятил ряд своих фильмов исследованию подавленных травм, полученных во время различных войн, уделяя особое внимание гражданской войне в Испании.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Хребет дьявола»

Невозможно точно сказать, как дель Торо относится к себе как к режиссеру и как он выбирает путь развития своих историй. Но вполне вероятно, что — как сознательно, так и подсознательно — его фильмы стали для него способом преодолеть свои личные травмы и одновременно исследовать коллективные, общие для всех нас.

Какие фильмы снял Гильермо дель Торо?

Хронос (1993)

Дель Торо впервые привлек внимание зрителей потрясающим фильмом о торговце антиквариатом Федерико Луппи, который обнаруживает древнее устройство, дарующее бессмертие. Но все имеет свою цену, и чтобы оставаться вечно молодым, пользователь должен потреблять кровь.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Хронос»

В «Хроносе» прослеживаются многие темы и тропы, которые впоследствии станут основными в творчестве дель Торо: использование ужасов и фэнтези в качестве метафор, религиозная иконография в образах, тонкая смесь комедии и пафоса. Несмотря на очевидные трудности, присущие любому дебюту, картина демонстрирует огромный талант, которым дель Торо вскоре покорит весь мир.

Мутанты (1997)

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Мутанты»

После того как дель Торо поразил международную аудиторию фильмом «Кронос», он перенес свое уникальное видение в Голливуд, создав фильм «Мутанты». Мира Сорвино исполняет роль доктора Сьюзан Тайлер, энтомолога, которая вывела насекомое для уничтожения тараканов, переносящих смертельную болезнь. Три года спустя доктор Тайлер должна сразиться со своими собственными монстрами, прежде чем они уничтожат человечество.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Мутанты»

Дель Торо, как известно, боролся с исполнительными продюсерами Бобом и Харви Вайнштейнами за каждый аспект фильма и в конце концов отрекся от него. К счастью, недавно вышедшая режиссерская версия отдает должное режиссеру, устраняя некоторую путаницу в повествовании, вызванную «продюсерским» монтажом. Даже с учетом того, что Вайнштейны дышали ему в затылок, дель Торо удалось наполнить экран множеством поразительных образов, возвышая «Мутантов» и делая их действительно уникальным зрелищем.

Блэйд 2 (2002)

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Блэйд 2»

Оригинальному «Блэйду» (1998) не требовалось продолжения, но в итоге сиквел саги об охотнике на вампиров Уэсли Снайпсе оказался более интересным из-за визуального таланта дель Торо. Снайпс играет роль получеловека-полувампира, который заключает нечестивый союз с кровопийцами для борьбы с новой породой хищных убийц, известных как Жнецы. Именно на примере этих отвратительных существ дель Торо демонстрирует свой дар воплощать в жизнь самые страшные кошмары. Несмотря на то, что это, безусловно, несерьезная работа, она все равно имеет значение.

Хеллбой: Герой из пекла (2004)

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Хеллбой: Герой из пекла»

В «Хеллбое» дель Торо нашел своего идеального антигероя — Рона Перлмана, в роли дьявола с сигарой, убивающего демонов, сражающегося с преступным миром после того, как его заколдовали нацисты. Режиссер оживляет комиксы Майка Минголы яркими, красочными визуальными эффектами, которые словно сошли со страниц на экран. Он также окружает Хеллбоя множеством милых чудаков, как человеческих, так и нечеловеческих, включая ходячего говорящего мальчика-рыбу по имени Эйб Сапиен, который напоминает существо из фильма 2017 года «Форма воды».

Тихоокеанский рубеж (2013)

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Тихоокеанский рубеж»

Фильм «Тихоокеанский рубеж» — это, возможно, самое захватывающее творение дель Торо, мешанина из монстров и роботов, отчасти «Годзилла», отчасти «Трансформеры». Действие фильма происходит в недалеком будущем, и в центре его — война между человечеством и гигантскими морскими существами, называемыми кайдзю. Когда обычное оружие становится неэффективным, отважным солдатам приходится управлять массивными автоматами, известными как егеря, которые управляются с помощью тела и разума.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Тихоокеанский рубеж»

Это, по сути, мэшап множества боевых сцен, и дель Торо ставит его с храбростью и восторгом. Он наполняет кадр впечатляющей режиссурой и потрясающими визуальными эффектами, которые по непонятным причинам не были отмечены на «Оскаре». «Тихоокеанский рубеж» никогда не воспринимается слишком серьезно, да и не должен.

Хеллбой 2: Золотая армия (2008)

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Хеллбой 2: Золотая армия»

Никто не умеет делать сиквелы так, как дель Торо, и «Хеллбой II: Золотая армия» — это то редкое продолжение, которое лучше оригинала. В этой части красный дьявол с золотым сердцем (Рон Перлман) сражается с мифическим подземным миром, когда тот начинает восстание против человечества, чтобы править Землей.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Хеллбой 2: Золотая армия»

Переполненная впечатляющими существами (фильм был номинирован на премию «Оскар» за грим), эта картина кажется тем фильмом о Хеллбое, который дель Торо всегда хотел снять. Несмотря на то, что его затмили два других летних супергеройских блокбастера — «Темный рыцарь» и «Железный человек», — «Хеллбой 2» остается дьявольски классным фильмом.

Багровый пик (2015)

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Багровый пик»

Награду за самую недооцененную картину дель Торо получает «Багровый пик» — жутковатая история о призраках, обернутая в романтику с некоторым готическим юмором. В центре сюжета — Эдит Кушинг (Миа Васиковска), начинающая писательница, которая влюбляется в таинственного мужчину по имени Томас Шарп (Том Хиддлстон). Когда случается трагедия, она бросает своего друга детства (Чарли Ханнэм), чтобы выйти замуж за Томаса и жить с ним и его сестрой (Джессика Честейн) в особняке, наполненном тайнами и духами.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Багровый пик»

В фильме «Багровый пик» прослеживаются отсылки на любимчиков самого режиссера — от Мэри Шелли до Джеймса Уэйла и Альфреда Хичкока, — но это полностью его фантазия. Дель Торо наполняет экран призрачными и оперными образами, которые пробирают зрителей до костей. После того как фильм был практически проигнорирован широкой публикой, он обрел вторую жизнь, подобно страшным упырям, преследующим мисс Кушинг. Только не смотри его при выключенном свете.

Аллея кошмаров (2021)

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Аллея кошмаров»

Переработка дель Торо нео-нуарного фильма 1947 года стала смелым переосмыслением оригинального материала, циничным взглядом на природу добра и зла. Благодаря великолепной игре Брэдли Купера, Кейт Бланшетт и другим актерам из списка «А», фильм получил высокую оценку за кинематографию и дизайн как в первой половине, посвященной карнавалу, так и во второй, посвященной высшему классу.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Аллея кошмаров»

Более того, визуальные эффекты фильма настолько поразительны, что в январе 2022 г. он был переиздан в черно-белом варианте. Киноакадемия приняла это к сведению и выдвинула «Аллею кошмаров» на четыре премии «Оскар», в том числе за лучшую картину, что принесло дель Торо его пятую номинацию на «Оскар».

Хребет дьявола (2001)

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Хребет дьявола»

Фильм «Хребет дьявола» можно считать духовным братом фильма «Лабиринт Пана» (2006). В последние дни гражданской войны в Испании двенадцатилетний мальчик (Фернандо Тьельве) попадает в зловещий приют после того, как его отец, борец за свободу, погибает в бою. В доме появляется призрак недавно убитого ребенка с незавершенным делом. Но, как всегда у дель Торо, настоящие монстры — это люди.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Хребет дьявола»

Режиссер проявляет себя как мастер создания напряженности и саспенса, превращая детский дом в место, наполненное обреченностью и тайнами. Это также удивительно эмоциональный фильм, еще один пример того, как дель Торо, надев на рукав свое сердце, создает одну из лучших своих работ.

Пиноккио (2022)

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Пиноккио»

Фильм дель Торо «Пиноккио» далек от всех своих диснеевских версий. Во-первых, действие происходит в фашистской Италии 1930-х годов, и этот мир полон страданий и боли, и никто не скорбит больше, чем добрый мастер Джепетто, который все еще оплакивает смерть своего маленького сына.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Пиноккио»

Именно его заменила деревянная кукла Пиноккио, и, когда Пиноккио обретает жизнь, Джепетто опасается, что и его постигнет подобная участь. В этом пересказе много радости (и несколько песен!), ведь дель Торо создал настоящее произведение искусства, одно из лучших в истории произведений анимации, и при этом снял один из лучших фильмов в своей карьере.

Форма воды (2017)

Никогда еще любовь дель Торо к монстрам не была так прекрасно показана, как в фильме «Форма воды», романтической истории о немой уборщице (Салли Хокинс), которая влюбляется в гигантского рыбочеловека (Даг Джонс). Сценарий дель Торо и Ванессы Тейлор — это тонкий баланс между фантастикой, шпионажем времен холодной войны и музыкальной комедией, который удерживается кинематографистом высшего уровня.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Форма воды»

Каждый персонаж наделен многогранностью: от Ричарда Дженкинса в роли соседа до Октавии Спенсер в роли верной наперсницы, от Майкла Шеннона в роли злодея-чиновника, стремящегося уничтожить существо, до Майкла Стулбарга в роли русского шпиона, стремящегося его спасти.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Форма воды»

Дель Торо часто использовал монстров как метафору неудачников, и в своей основе фильм стал искренней одой изгоям общества. Фильм «Форма воды» сорвал джек-пот, получив 13 номинаций на премию «Оскар» и 4 победы: «Лучшая картина», «Лучший режиссер» дель Торо, «Лучшее оформление» и «Лучший саундтрек».

Лабиринт Фавна (2006)

В своем шедевре «Лабиринт Фавна» дель Торо нашел идеальное сочетание фантастики и ужаса, чуда и страха. Это одновременно и страшная сказка, и призрачно реалистичная хроника войны. В центре фильма — Офелия (Ивана Бакеро), книжная девочка, которая использует свое воображение для побега в волшебное царство, чтобы избежать диктаторского отчима (Серхи Лопес), офицера-садиста в фалангистской Испании 1944 года.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Лабиринт Фавна»

Фавн и Бледный человек (обоих играет Даг Джонс) — дель Торо создает своих самых страшных монстров, но ни один из них не сравнится с фашизмом, от которого Офелия надеется спастись. Фильм по праву получил премию «Оскар» за потрясающую режиссуру, сочную кинематографию и экстравагантный грим.

Укротитель монстров: что снял Гильермо дель Торо?
Фото

Кадр из фильма «Лабиринт Фавна»

Дель Торо получил в свой список заслуг номинации «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший фильм на иностранном языке», уступив «Маленькой мисс Солнце» и «Жизни других» соответственно. «Лабиринт Фавна» остается венцом карьеры дель Торо, глубоко трогательной и захватывающей сказкой, в которой воплотились лучшие качества уникального таланта режиссера.