В тридевятом царстве: как любимые сказки детства влияют на наши отношения с любимыми

Фразы типа «утро вечера мудренее», «много будешь знать, скоро состаришься», «жить поживать да добра наживать», «по усам текло, да в рот не попало» уже стали частью русской ДНК, которую до конца никогда не сможет понять и прочувствовать ни один иностранец. Сказки влияют на наш менталитет, на наше мироощущение, они формируют ценности, знакомят нас с понятиями о добре и зле и даже влияют на будущую жизнь! Весь секрет в том, что сюжеты и мудрости сказок — первой опыт, с которым сталкивается ребенок. И этот «экспириенс» настолько сильно отпечатывается в нашем подсознании, что, запомнив определенную модель поведения из любимой книги, мы потом неосознанно подгоняем под нее всю свою жизнь. 

Психологи очень любят иллюстрировать эту теорию примером популярной диснеевской истории. Мол, если в детстве ты обожала пересматривать «Красавицу и Чудовище», то в зрелом возрасте, скорее всего, окажешься склонна к жертвенности в отношениях. Просто потому что запомнила модель, как девушка влюбляется в bad боя, которого на путь истинный должна направить ее любовь. Но как бы мы не любили Белль, Белоснежку и русалочку Ариэль, Царевна-лягушка, Василиса Премудрая и Настенька из «Морозко» душе и сердцу как-то ближе — потому что это родное.

Вспоминай, какая героиня нравилась тебе больше всего, закутывайся в плед и готовься снова встретиться с русскими сказками — только на этот раз осознанно. Сейчас будем распутывать волшебный клубок из тайных смыслов, которые оставили нехилый отпечаток на твоем подсознании.

Сказкотерапия — это разновидность психотерапии, который использует сказку для решения задач. Согласно этому методу, любимая сказка может показать пример выхода из сложной проблемы, вывести наружу глубоко спрятанные эмоции и добраться до подсознания.

«Аленький цветочек», Сергей Аксаков

В тридевятом царстве: как любимые сказки детства влияют на наши отношения с любимыми

Сказка «Аленький цветочек» хоть и имеет конкретного автора, может вполне считаться народной. Хотя бы потому, что историю русский писатель услышал от ключницы Пелагеи — то есть сюжет о передавался из уст в уста. «Аленький цветочек» — это Russian version  сказки о Красавице и Чудовище. Если сжать суть до двух предложений, то выходит следующее. Девушка добровольно отправляется в заточение страшного зверя, чтобы спасти своего отца-купца, живет с чудищем в прекрасном дворце, а потом спасает чудище своей любовью — ведь только любовь способна превратить зверя в прекрасного принца. Высшая награда главной героини — брак (и это только на первый взгляд happy end). Сказка поощряет умение самозабвенно и преданно любить, ведь именно это главное положительное качество главной героини. Любовь обладательницы аленького цветочка близка к чувству жалости и преданности. Именно благодаря любви девушки чудовище превращается в красавца-принца. «Упала она на колени и обняла голову господина своего, голову ужасную, безобразную, и закричала истошным голосом: „Встань, пробудись, мой милый друг, я люблю тебя как жениха желанного!“».

Если в детстве ты представляла себя на месте главной героини сказки «Аленький цветочек», то вполне вероятно, что сейчас повторяешь ее сценарий: на пути тебе попадаются парни-чудовища (чудаки на букву М), резкие, грубые, но какие-то магнетические. Как Деймон Сальваторе из «Дневников вампира». Вступая в отношения с таким притягательным монстром ты обрекаешь себя на абьюз и терпишь психологическое (а, может, и физическое) насилие в надежде, что однажды бойфренд изменится. Девушкам, действующим по модели «Аленького цветочка», часто подсознательно комфортно чувствовать себя жертвами обстоятельств, поэтому в своих реальных романах особы будут самоотверженно спускать свою энергию во всепоглощающую черную дыру, откуда, как известно, ответа не будет. Как проработать этот сценарий? Понять, что твоя любовь не всемогуща. И что менять нужно не парней, а себя.

В тридевятом царстве: как любимые сказки детства влияют на наши отношения с любимыми

«Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна», — ты наверняка наизусть помнишь эти строки знаменитой сказки Пушкина, у которой есть знаменитый зарубежный аналог — «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Различия двух произведений незначительны. Главное, что в русской версии — богатыри, в немецкой — гномы, у Пушкина мачеха умерла сама, а у Гримм ее казнили. А еще красавицу девицу королевич Елисей без разрешения не целовал, она очнулась, когда спаситель разбил ее хрустальный гроб. Так что говорить о том, что девушки, повторяющие сценарий мертвой царевны, склонны стать жертвами насилия, мы ни в коем случае не будем — в русской сказке обошлось без него.

В тридевятом царстве: как любимые сказки детства влияют на наши отношения с любимыми

Теперь давай разбираться в современных «мертвых царевнах». Во-первых, такие девушки действительно настоящие красотки, у них обязательно есть завистницы и куча поклонников. В сказке Пушкина это семь богатырей, классных, смелых, сильных, хозяйственных и статных парней. Но их всех царевна френдзонит. Простые, но надежные ребята, которые готовы обеспечить стабильность, милы ее душе, но не сердцу. Поэтому царевна, хоть и живет с богатырями, дожидается своего любимого королевича Елисея (читай: самого завидного холостяка-богача ever). От него у нее, как сейчас бы сказали, бабочки в животе. Проблема в том, что королевича не оказывается рядом в самые критические для царевны моменты: где он был, когда героине требовалась помощь с поиском убежища, с мачехой?

Заботятся о девушке именно парни из френдзоны. Царевна их ухаживания благодарно принимает, но в итоге выбирает того, кто меньше всего о ней заботился. Образ королевича окутан таинственной романтикой и притягательностью, в таких парней влюбляются, с ними утопают в страсти. А вот богатыри, которые готовы подарить крепкую и надежную любовь, остаются за бортом (ну, как за бортом — в любой момент царевна может вернуться и те примут ее с распростертыми объятьями). Потому что царевны — мечтательны, а не рациональны.

Если ты узнала себя в царевне из этой сказки, то задумайся, может, лучше синица в руках, чем журавль в небе?

В тридевятом царстве: как любимые сказки детства влияют на наши отношения с любимыми

В этой русской-народной сказке так много символов и скрытых смыслов, что, расписывая их, получится создать целую научную диссертацию по психологии. Поэтому мы уделим внимание только главной героине — Царевне-лягушке.

В тридевятом царстве: как любимые сказки детства влияют на наши отношения с любимыми

Современные девушки-царевны-лягушки — знающие себе цену интеллектуалы. В отличие от «мертвой царевны» и героини «Аленького цветочка», царевны-лягушки осознанно и рационально подходят к построению отношений. Покоряют такие барышни не внешними данными, а внутренними. Причем чем лучше парень (и все его окружение) будет узнавать девушку, тем более он начнет ей очаровываться — Василиса-то ему досталась Премудрая. Помнишь, как в сказке царевна-лягушка утешала супруга в печали, как ткала ковер, как пекла хлеб, доказывая всем, что она хорошая хозяйка, как поражала своими умениями и обаянием царя? Все царевичи, которые взяли себя в жены красоток из знатных семей, утонули в зависти. Здесь так и хочется вспомнить пословицу «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Василиса Прекрасная готова стать для своего мужчиной идеальной и мудрой женой, но для этого и сам мужчина должен проявлять себя с лучшей стороны. Как только Иван-царевич сжигает лягушачью шкуру (то есть проявляет неуважение к своей любимой), та безжалостно рвет отношения. Она никогда не станет жертвой (даже в образе лягушки).

В конечном итоге рядом с Василисами Премудрыми оказываются те мужчины, которые готовы слушать, слышать и уважать своих любимых, вкладываться в отношения. Скажем так: если ты повторяешь сценарий царевны-лягушки, то это вообще-то очень неплохо. Твоя главная задача — не снижать планку, но быть готовой поддержать своего партнера, а не отворачиваться от него при первом промахе. А еще не давай никому сломить себя, ведь это очень плачевно, когда Василиса вновь не по своей воле становится лягушкой (пусть даже и царевной).

В тридевятом царстве: как любимые сказки детства влияют на наши отношения с любимыми

Главная героиня сказки «Морозко» — покорная, скромная и вежливая Настенька. Казалось бы — мечта, а не девушка! Но вот в чем проблема: героиня вообще не умеет отстаивать свои интересы, очень удобная для окружающих, такая «примороженная» особа. Настенька смиренно садится в сани и едет на верную гибель в зимний лес, не смеет упрекнуть отца в том, что он ее подводит. Да, Настенька добрая и положительная, но чересчур — так, что приторно. В реальном мире девушки, живущие по сценарию Настеньки, очень зависят от своих партнеров, они ничего не решают самостоятельно, во всем полагаются на волю судьбы (или бойфренда, или мамы, или подруги). Повезет, если таких особ окружают адекватные (психологически здоровые люди). Но ведь на пути может встретиться и тиран-абьюзер. И, как ты уже поняла, ни о каком отпоре и речи не пойдет, Настенька будет страдать от оскорблений, но изменить что-то едва ли решится.

Узнаешь в себе героиню «Морозко»? Тогда начинай взращивать в себе здоровый эгоизм. Учись заботиться о себе, не бойся брать ответственность и старайся защищать свои интересы и границы.

В тридевятом царстве: как любимые сказки детства влияют на наши отношения с любимыми

Если ты не обнаружила здесь свою любимую сказку, то не расстраивайся: выявить жизненный сценарий, который ты повторяешь, можно самостоятельно. Для этого перечитай любимую сказку детства (уже новым свежим взглядом) и попробуй проанализировать поведение всех персонажей. Главное, не упустить никакие детали сюжета. Во взрослом возрасте мы часто забываем какие-то важные моменты сказки или, наоборот, что-то добавляем, и это очень показательно: можно увидеть, в чем именно проблема. А ведь в сказке нет ничего лишнего: даже если какие-то ситуации, кажутся нелепыми, они очень важны. Еще, вспоминая любимую сказку, постарайся не обманывать себя: будь безжалостна и объективна, тебе ведь важно осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы правильно ими воспользоваться. Не пытайся стать той, кем ты не являешься. Ну, например, твоя любимая сказка «Колобок», но история Василисы Прекрасной кажется тебе более привлекательной, поэтому ты начнешь ассоциировать себя с ней. Так ты еще больше запутаешься. Вспомни именно любимую сказку! Когда ты выяснишь, на какого героя из детской книжки больше всего похожа, сможешь осознать мотивацию своих поступков и отношение к тебе окружающих. Только поняв и приняв себя, мы можем проработать заложенный в голове сценарий и написать свой ;)

Подписывайся на theGirl!