Фото №1 - Как стать успешным художником: личный опыт и советы Саши Купаляна

Многие родители буквально в штыки воспринимают решение ребенка пойти в творческую профессию. Художники таким, пожалуй, и вовсе кажутся странным пережитком прошлого. Хобби — ок, но профессия… А как ты зарабатывать будешь? Для таких родителей у нас есть отличный ответ — способный художник сможет и себя показать, и найти способы заработать своим талантом. Живой пример у нас есть — очень даже современный художник Александр Купалян. Ослепительно яркая личность и мастер на все руки 😁

Во-первых, он преподает живопись и композицию в своей alma mater — институте имени Сурикова. Во-вторых, известен как театральный художник и художник-постановщик московских театров «Et Cetera» и Геликон опера (то есть создает крутейшие декорации), а еще питерского Михайловского театра — в мае 2021 состоялась премьера оперы «Опричник», для которой Саша Купалян создал сценографию и костюмы.

Совершенно в другом качестве он работает как стрит-арт художник. Да-да, профессиональные художники тоже этим занимаются! В мае этого года ко дню рождения Третьяковской Галереи Саша создал огромную настенную роспись на фасаде Новой Третьяковки — двусторонний мурал.

Главное, конечно, — его картины. И тут он тоже более чем успешен. В июне в Питере прошла его — уже вторая! — персональная выставка картин «Адамовым детям».

Фото №2 - Как стать успешным художником: личный опыт и советы Саши Купаляна

Все картины проекта — это послание современному человеку, который напрочь забыл об ответственности перед природой и будущими поколениями. Ответственность во всем (да, и в творчестве тоже) у Саши Купаляна определенно в приоритете. Любовь к природе, кстати, тоже 🤗

Саша Купалян

Из последнего — сотрудничество с люксовым бутиком SVMOSCOW, для которого он разрисовал бумажные пакеты. Тоже на заметку сомневающимся родителям по поводу вариантов заработать 😉 Саша, правда, участвовал в проекте на добровольных началах. Лимитированные пакеты создавались в рамках благотворительной акции — все отчисления пойдут в фонд помощи приютам для бездомных животных «РЭЙ». Кстати, стартовая цена каждого пакета — 5 тыс. рублей.

1/5

Почему становятся художниками

У каждого по-разному. Меня вывела судьба. Не было такого, чтобы я проснулся с мыслью: «Хочу стать художником». Я хотел идти на биофак на энтомолога. Но как-то так все складывалось, что выворачивало меня на эту дорогу. Так называемая судьба. Одно колесо у телеги ты крутишь, а другое крутят, не знаю, свыше. И если тебе это предначертано, как бы ты ни хотел прокрутить, все равно тебя выведет на эту дорогу.

Наверное, какие-то предпосылки есть у каждого человека, который подходит к этому. Какие-то жизненные пути, судьбоносные встречи… Хотя кто-то, наверное, сознательно к этому идет — и это тоже неплохо.

Можно ли стать художником, не имея таланта?

Ну, во-первых, я абсолютно уверен, что не талантливых людей нет. Есть ленивые. Все-таки человеку очень много дано, но мы очень часто этого по каким-то причинам не видим. И мы не хотим трудиться.

А человек пришел сюда, чтобы трудиться. Работать, трудиться и что-то создавать.

Вот, скажем, у меня есть маленький садик. И не надо думать о какой-то глобальной истории — мне надо впахивать, высаживать, удобрять и преображать свой сад. Если каждый человек будет этим заниматься — а это труд, физический и духовный! — то, мне кажется, мы станем лучше.

Так что талант — это большое испытание и большая ответственность. Талантливый человек может свой талант профукать — не воспользоваться им правильно, не довести. Потому что для того, чтобы что-то хорошо делать в какой-то области, человек должен чем-то пожертвовать. Удовольствиями, отдыхом, людьми, друзьями.

Очень много факторов отвлекающих. Хочется чем-то заняться параллельно или лишний раз отдохнуть, но ты понимаешь, что песочные часы никто не отменял. И внизу-то песка может быть уже больше, чем наверху. Поэтому надо ловить момент. Поэтому все, в общем-то, направляется на работу.

1/3

Что нужно делать, чтобы стать настоящим художником? Какие знания для этого нужны?

Нужно трудиться. Это умственный труд, физический и духовный. Когда ты пишешь картину — это физическая работа. Ты стоишь, сидишь — и это длится очень долго. Духовный труд — это когда ты понимаешь, что много соблазнов, и преодолеваешь их. А интеллектуальный — для художника очень важно много смотреть, много видеть и много читать.

Про себя, правда, могу сказать, что вал информации иногда пугает, мне он мешает. Поэтому, например, я стараюсь как можно меньше посещать выставки. Потому что из той информации, которая сейчас обрушивается, бывает очень трудно выбрать то, что важно. Тебя начинает как в воронку засасывать. Поэтому где-то надо немножко притормозить.

Но художник, конечно, должен быть очень интеллектуально развитым. И начинать надо с азов — узнать самое главное, откуда все это началось. Когда человек начал заниматься творчеством. Когда он в первый раз взял камушек и на стене нарисовал свой рисунок. Нужно знать все эпохи и периоды, как искусство развивалось, куда он выходило. Потому что нельзя построить новое, не зная старого.

Саша Купалян

Обязательно нужно образование. Без образования никак. Сейчас много хороших институций, в России тоже. Школа Родченко, например, или Свиридова. По-моему, сделали Суриковский институт. И за границей много. Тут уже сам выбираешь, что тебе нужно. Но обязательно нужно узнать основы. Технику ту же — нужно технически знать, как рисовать.

А это все — время. Быстро этому не научишься. Ну, это как с фортепиано. Ты же не сыграешь после первого урока Рихтера или Прокофьева. Получится смешно. Тут так же. Когда этим пренебрегают, мы видим достаточно такие… странные и нелепые истории.

У художника, конечно, должен быть учитель. Главный учитель по жизни. Какая-то муза. У меня вот она есть. Чернова Алла Дмитриевна. Это мой учитель, можно сказать, мой соавтор. Она для меня такая основа, вертикаль. Она преподавала в институте, она искусствовед, художник. Мне повезло в этом плане.

Фото №10 - Как стать успешным художником: личный опыт и советы Саши Купаляна
Фото
@sasha_kupalyan

Что делать лет в 12, когда только думаешь, не стать ли художником?

Пойти в музей. Начать хотя бы с Третьяковской галереи. Идти в музей, смотреть, интересоваться, читать. Ну и рисовать. Просто рисовать. И понимать, что, если ты уже вписываешься в эту историю, ты несешь ответственность. Понятно, что ко всему надо относиться с юмором. Искусство  —  это такое, очень… Я против того, чтобы искусство было инструментом для какого-то хайпа и способом занять публичное место. Я считаю, что художник должен быть очень закрытым. Я стараюсь быть закрытым, не в общей массе вариться.

Чем легче рисовать начинающему художнику? С чего начинать?

Ну, сначала все рисуют ручкой. Когда совсем маленькие и еще даже не понимают, что рисуют (самое честно, кстати, искусство). Я всем начинал рисовать. И карандашами, и фломастерами, и краской, и акварелью. Но я, во-первых, пошел в художественную школу. А там уже говорили, какие материалы нужны. А дальше уже… мне кажется, это не принципиальный вопрос, чем ты начинаешь рисовать.

Не нужно ограничивать себя. Чем больше у тебя инструментов для выражения, тем лучше. Ты потом уже в дальнейшем выберешь, что тебе лучше. Графика, например, или живопись, или инсталляции, или видеоарт… Тут много всяких инструментов, которые ты можешь использовать. Я, перепробовав многое, понял, что люблю все-таки живопись. И даже тут богатый выбор материалов. Мне нравится просто это абстрактное пространство холста, белое…

Фото №11 - Как стать успешным художником: личный опыт и советы Саши Купаляна
Фото
@sasha_kupalyan

Какие экзамены надо сдавать при поступлении в художественный вуз и сколько лет учатся на художника?

Всю жизнь учатся на художника. Ну, вот я закончил сначала изостудию, потом 4-5 лет — художественная школа, 5 лет — училище, 6 лет — институт, 3 года — аспирантура и еще промежуток — стажировка в Неаполе.

Но есть еще такой момент. Есть гении, а есть ремесленники. Ремесло — это хорошо, но за ремеслом должно быть что-то еще. Понятно, что кому-то и ремесла хватает, ничего плохого в этом нет. Но случается, что ты заканчиваешь какие-то серьезные вузы, а потом (со мной так было) не знаешь, а что делать. С чего начинать? Нужно думать. А вот научиться думать — это очень сложно.

Рисовать-то можно научить любого человека, а вот думать как гении или как очень талантливые художники — очень сложно.

Можно выучиться на хорошего художника. Ну, когда у тебя еще багаж есть какой-то определенный. А на гения… ну, как можно выучиться на Леонардо Да Винчи? Я сложно себе представляю. Или на Джотто? Или на Малевича? Или на Микеланджело.

Чем отличаются от обычных гениальные художники?

Во-первых, гении смотрят вперед. Очень далеко в будущее. У Леонардо Да Винчи, мне кажется, напрямую был разговор, не знаю, с ангелами или  с богом. Потому что те вещи, которые он делал, опережали время. Нащупывал природу, бога. Что-то сверху, какой-то портал открывался.

Когда мы смотрим на ту же «Джоконду» — казалось бы, очень простая картина. Ну, нарисована женщина. Таких женщин было, пример таких картин — просто женщины портрет с руками — очень много. Но почему-то все внимание обращаем на Джоконду. Не очень красивая женщина. Но каждый раз что-то нас затягивает. Вот это объяснить невозможно. Значит, тут что-то помимо вот этого мастерства, вступает какая-то другая совершенно история, необъяснимая.

Как художники становятся популярными и знаменитыми?

Ну, все по-разному, наверное, становятся популярными художниками. Не могу сказать, что я такой прям суперпопулярный, я к этому вообще спокойно отношусь. Но я делаю то, что меня волнует. Я такой, какой я есть. И я не буду брать кратковременные социальные, очень острые проблемы.

Я понимаю, что это, наверное, самый простой путь — воспользоваться этим инструментом, хайпом. Но ты становишься рабом этого. Начинается гонка  —  или меня сейчас кто-то быстро обгонит. А от этого очень страдает техническая часть.

Ты не можешь произвести качественный продукт, потратив на это минимальное время. Ты не можешь правильно продумать это.

Художники, которые берутся за хайповые, популярные темы, они такие трансляторы с помощью… не хочу сказать «искусства»… творчества, наверное. Искусство — это, мне кажется, что-то немножко выше. Может, это творчество придет в искусство, а может, эта ветвь придет к тупику. Но я не говорю, что это плохо. И такое искусство должно быть. Должен быть выбор. Но хотелось бы, чтобы люди все-таки несли ответственность за то, что делают. Нельзя быть безголовыми. Если уж ты это это делаешь, то делай это красиво, грамотно, с чувством юмора.

Фото №12 - Как стать успешным художником: личный опыт и советы Саши Купаляна
Фото
@sasha_kupalyan

Сколько времени уходит на одну картину?

По-разному. Иногда очень быстро идеи приходят, а какая-то может очень долго вынашиваться. Потому что, бывает, ты в голове представляешь, как это делается, и на маленьком листке эскиз рисуешь примерно — иногда не складывается, образ из головы не переводится через руки. Такое бывает. Поэтому тут очень все по-разному.

Я пишу очень медленно. Но я пишу параллельно сразу несколько картин. Потому что и засматриваешься тоже, глаз замыливается. Потом надо просто отвернуть картину, чтобы она просто простояла, как бы сок пустила — ты другим взглядом уже смотришь. И не бояться перерисовать полностью картину. Я постоянно перемахиваю прям. Когда все сделано, ты приходишь в какой-то момент — ба, это же фигня, это не то. И здесь не надо бояться.

Какие-то есть вещи, которые я переделал после выставки. Я видел свои картины и думал, как эту гадость я вообще мог нарисовать? Про выставки. Мне кажется, что многие думают, что художник в этот момент счастлив. Наверное, счастлив. Я в ужасе. Потому что я переживаю очень сильно. Потому что мне кажется, я что-то не то сделал. Что это все сыро или это все непонятно. Что, может быть, это рано.

Выставка для художника — это очень… Одно дело, ты работаешь в мастерской, ты пишешь-пишешь-пишешь, а тут выстраиваются в линию эти картины, тогда ты как бы смотришь со стороны, что ты сделал. Выставка — это формат работы художника, умственный, это все равно работа. Я могу со стороны посмотреть, я могу понять, куда двинуться дальше, заканчивать мне эту тему или не заканчивать, потому что где-то я ее не развил.

Фото №13 - Как стать успешным художником: личный опыт и советы Саши Купаляна
Фото
@sasha_kupalyan

Чья оценка для художника важнее?

Ну, никогда не стоит вестись на положительные или отрицательные отзывы. Своя внутренняя оценка должна быть. Мы все разные. Мы все видим по-разному. Плохо, когда вообще ничего не говорят. Как говорится, главное, чтобы фамилию правильно писали.

Вот когда никто ничего не говорит — значит, ты где-то ошибся. А если одного-двух зацепило, значит, что-то в этом есть. Поэтому, когда что-то говорят, надо не вестись на это. «А я с тобой не согласен. Тебе не нравится, а мне нравится». Или «Тебе это нравится, а мне не нравится». Это нормальный диалог хороший.

Я всегда советуюсь с уборщицами, с охраной. С очень простыми людьми, совсем простыми людьми. У них нет загруженности, они видят сразу — а тут что-то интересное. Вот когда они говорят «Ой, здорово!» или «Ой, мне не понятно, но мне нравится» — значит, это здорово. Конечно, я иногда советуюсь, когда кто-то приходит из художников… Художников-друзей у меня нету. Не потому что я такой высокомерный, нет, мне легче немножко с краю стоять.

Фото №14 - Как стать успешным художником: личный опыт и советы Саши Купаляна
Фото
@sasha_kupalyan

Как художнику зарабатывать деньги?

Ну, кому сколько надо. Я считаю, что мне мало надо. Средства нужны для того, чтобы ты мог произвести продукт хороший. И съездить на что-то посмотреть. А зарабатывать на какие-то дворцы, машины, кабриолеты… Мне это вообще не интересно.

Мне кажется, у художника все средства должны идти на материал и на путешествия, на смотрение. Какие-то впечатления должны быть. Заработать можно… Ну, кто как, кто-то халтуру делает. Я, когда учился, Рублевку расписывали и что угодно. Я вообще упаковщиком работал. Упаковывал летом для МЧС большие такие коробки. Приносили заготовки, ты резал и делал эти ящики. И нормально, ничего такого. Труд уравнивает. Я не могу сказать, что есть какие-то престижные работы и какие-то непрестижные.

А какие еще есть профессии именно для художников?

Да любые, хоть кондитеры — где ты должен раскрашивать торты. Это и дизайн, это и ландшафтный дизайн, и архитектура, строительство, и модельеры… Действительно масса профессий, где ты творчески можешь себя проявить. Потому что человек всегда любит украсить свое пространство, создать вокруг себя какую-то красоту. Он не хочет жить в бетонных стенах с железным ведром. Поэтому вариаций, где может работать художник, уйма. Кому как понравится, куда захочется пойти.