Как объяснить родителям, что оценки — не главное? 4 аргумента от гения психологии
Фото
Adobe Stock

В 18 веке жил психолог, который доказал, что ребенку не нужны хорошие оценки в школе, чтобы стать умным и развитым человеком. Его звали Иоганн Генрих Пасталоцци. Его теория элементарного природосообразного воспитания и обучения до сих пор считается актуальной, несмотря на то, что она была придумана более 200 лет назад. Именно теория Песталоцци поможет нам объяснить, почему оценки — не главное. 

Как объяснить родителям, что оценки — не главное? 4 аргумента от гения психологии
Фото
Adobe Stock

Аргумент 1. Образование должно развивать, а не давать оценку

Песталоцци первым заявил, что образование должно быть развивающим и «вырабатывать всего человека», содействовать развитию «ума, сердца и руки». Как сказал гений психологии: «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».

По задумке Песталоцци, школа должна быть разносторонней и влиять на все аспекты жизни ребенка. Например, в начальной школе должны быть такие уроки: родной язык, письмо, счет, рисование, гимнастика. Учитель должен научить детей наблюдательности и применению полученного опыта, а уже потом переходить к более сложному материалу, выводам и обобщениям.

Великий педагог считал, что необходимо бороться с «вербализмом», «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».

Как объяснить родителям, что оценки — не главное? 4 аргумента от гения психологии
Фото
Adobe Stock

Аргумент 2. Любовь и уважение — основа результата

В теории Песталоцци любовь является ключевым понятием. Сначала она передается от мамы к ребенку, а потом от ребенка к окружающему миру, животным, людям, природе.

Ребёнок, которого любят, уважают и ценят, открыт к изучению всего нового. Он с детства интересуется всем вокруг. Плохая оценка в школе не станет для него препятствием к дальнейшему развитию, поэтому не стоит бояться, что он принесет двойку или тройку в дневнике. 

Правильное воспитание, начатое в семье, продолжается в школе, делает из ребенка личность. «Час рождения ребенка — есть первый час его обучения» — так говорил Песталоцци о семейном воспитании.

Как объяснить родителям, что оценки — не главное? 4 аргумента от гения психологии
Фото
Adobe Stock

Аргумент 3. Все дети разные

Какие интересы бывают у детей? Конечно же, разные.

  • Есть дети, которые любят читать и с удовольствием проглатывают книги одну за одной. 

  • А есть те, которые любят пинать мяч и играть в футбол.

  • Любители рисовать хвастаются художественными успехами.

Так как можно их сравнивать и заставлять футболиста получать пятёрки по литературе? А художника ругать за последнее место в марафоне? Бессмысленное дело! Неужели родители не понимают: любовь к какому-либо делу или уроку насильно навязать не получится.

Универсальный совет от Песталоцци: нужно отталкиваться от интересов ребенка, а не от представлений взрослого о том, что будет лучше.

Неправильная логика: если сын или дочь с интересом изучает английский язык, а по математике получает двойки, то ей нужен репетитор по математике. Наверное, чтобы сдать экзамен на пятёрку. Но при этом никто не уделяет внимания таланту к языкам, данному ребенку от природы. 

Как объяснить родителям, что оценки — не главное? 4 аргумента от гения психологии
Фото
Adobe Stock

Аргумент 4. Желания важнее оценок

Очень часто родители чувствуют желания ребенка, но опасаются и не верят своим чувствам. И зря. Чувства родителей в отношении собственных детей обманывают крайне редко. Без наблюдения «познать мир по Песталоцци» никак не выйдет.

Не нужно фокусироваться на плохих или хороших оценках в школе. Нужно понаблюдать за тем, как живет и чем интересуется ребенок. Когда родители увидят талант и стремление школьника к чему-то определенному, они смогут помочь ему в развитии, а не заставлять подтягивать оценки ради хорошего среднего балла.